Новый ФГОС: вопросы и ответы

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаем познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы, опубликованные в № 38 информационно-публицистического бюллетеня «Просвещение», в январе 2011 года.

С 1 сентября 2001 года все школы перейдут на новый образовательный стандарт. Получат ли учащиеся и учителя учебники и пособия, соответствующие новому ФГОС или придется работать по старым?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ: В настоящее время экспертиза учебников для начальной школы на соответствие их ФГОС завершена. Утвержденные федеральные перечни учебников на 2011/2012 учебный год будут содержать в том числе и учебники для начальной школы, соответствующие ФГОС. Поэтому вероятность получения этих учебников к новому учебному году достаточно высока. Думаем, учителям не о чем волноваться. Утвержденный перечень будет опубликован.

Объясните, пожалуйста, кого в первую очередь должны отправить на курсы повышения квалификации по новым стандартам? Я выпускаю четвертый класс, а на курсы меня не отправляют. Может ли администрация школы отказать мне при наборе класса в следующем году, мотивируя это отсутствием соответствующей квалификации?

МАРГАРИТА ЛЕОНТЬЕВА: В сентябре 2011 года все первые классы общеобразовательных учреждений Российской Федерации переходят на новый образовательный стандарт. Решение о том, кому из педагогов будет поручена эта важная миссия, принимает администрация образовательного учреждения. Вопрос обязательного прохождения курсов для осуществления педагогической деятельности не регламентируется официальными федеральными документами. При этом подобные документы могут существовать на региональном уровне.

Вы абсолютно правы в том, что при переходе на обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС учителю важно пройти курсы переподготовки и повышения квалификации. Такие курсы организованы на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации, кроме того, при желании можно самостоятельно пройти обучение в интерактивном режиме и получить подтверждающий документ в Виртуальном университете повышения квалификации работников образования «Просвещение».

Кто и как финансирует внеурочную деятельность в школах?

МАРГАРИТА ЛЕОНТЬЕВА: В соответствии с действующим законодательством финансирование общего образования, в том числе внеурочной деятельности, является предметом ответственности муниципалитетов. Если у муниципалитетов не хватает денег, они получают соответствующие целевые субвенции с регионального уровня. Сейчас в рамках ФЗ-83, который требует очень внимательного изучения со стороны руководителей образовательных учреждений, будет формироваться государственное и муниципальное задание образовательным учреждениям на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Каким образом будет происходить замена часов внеурочной деятельности по учебному плану, спланированному школой, занятиями ребенка в музыкальной школе?

МАРГАРИТА ЛЕОНТЬЕВА: Включение в учебный план вариативной части, в рамках которой будет осуществляться внеурочная деятельность учащихся, предполагает ее обязательность для школы и необходимость для обучающихся. Это означает лишь финансирование школ в этом направлении. Учащиеся и их родители смогут выбрать виды занятий во второй половине дня, и проведение этих занятий учителям будет оплачиваться.

Следует все же отметить, что при разработке стандарта начального общего образования был проведен социологический опрос, который показал, что 80 % родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Опыт введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уже показывает целесообразность внеурочной деятельности, но только в том случае, когда это правильно и интересно организовано, а не превращается в продолжение урока.

Обязательно ли посещение внеурочных занятий в школе?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ: Введение внеурочной деятельности является реакцией на запрос семьи, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Во внеурочной деятельности родители и дети получают возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее. Родители зачастую не понимают, а образовательные учреждения не всегда доносят до них то, что если, допустим, ребенок занимается в музыкальной школе, то это входит в понятие «внеурочная деятельность». Необязательно ребенку 10 часов в неделю сидеть в самом образовательном учреждении. Это может быть реализовано в спортивной, музыкальной школе или любом другом учреждении дополнительного образования. Более того, школа может заключать договор с соответствующим учреждением дополнительного образования, и туда будут перечисляться деньги за обучение каждого ребенка. То есть в данном случае школа становится центром сетевого взаимодействия учреждений основного общего и дополнительного образования.

В последние годы французский язык во многих школах преподается как второй иностранный за счет компонента. Учащиеся любят наш предмет, достигают больших успехов, принимают активное участие в фестивалях и конкурсах на французском языке. Какое место занимает французский язык как второй иностранный в стандарте общего образования?

МАРГАРИТА ЛЕОНТЬЕВА: Проект федеральных государственных стандартов общего образования, приказ об утверждении которых сейчас находится на регистрации в Минюсте России, предусматривает изучение второго иностранного языка. Стандарты говорят о том, что предмет «Второй иностранный язык» в школе вводится правомерно. Я не могу сказать, что это обязательно для всех школ, но тем не менее появление в стандартах предметных результатов по второму иностранному языку — это весьма серьезный знак. Изучение второго иностранного языка предусматривается в базисном плане, который будет содержаться в основной образовательной программе основного образования с 5 по 9 класс в объеме двух часов в неделю.

Какая роль отводится родителям в оценивании стандарта?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ: Есть органы общественно-государственного управления школой — попечительские советы. Им-то и надо делегировать вопросы, связанные с оценкой педагогической деятельности образовательного учреждения. Если каждый родитель начнет приходить со своими вопросами, учителю просто некогда будет заниматься обучением. В примерной ООП (в приложениях) представлен текст договора между школой, семьей и муниципалитетом. Между ними оговариваются взаимные обязательства по отношению к реализации конституционного права ребенка на получение бесплатного образования. Этот проект, к слову, стал первым шагом разработчиков стандарта по выводу школы из зоны публичного права в более понятное юридическое русло.

Когда будут готовы учебники по новому стандарту для детских садов?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ: Два года назад Институт стратегических исследований в образовании РАО фактически подготовил стандарт дошкольного образования. Сейчас ведется активная деятельность отработке программы и созданию полного УМК для дошкольного образовательного учреждения. Впервые в этой программе сформулированы требования к развитию ребенка в дошкольном возрасте. В новом Законе «Об образовании» они прописаны как личностные и предметные результаты образования наряду с требованиями к структуре программ и к условиям их реализации. Сделано это для того, чтобы обеспечить плавный переход от одного уровня образования к последующему.

А если школа не оснащена должным образом, она не имеет права переходить на новый ФГОС?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ: А что значит «школа не оснащена должным образом»? Скоро будет выпущен перечень требований к оснащению образовательных учреждений, которые станут ориентиром для руководителей образовательных учреждений, для органов управления образованием разных уровней, и, конечно, для контрольных и надзорных органов. Я думаю, что прозвучавший недавно тезис «Москва готова к переходу на новый стандарт, поскольку поставила компьютеры для каждого первоклассника» — яркий пример ложного посыла в понимании готовности школы к введению нового стандарта. Стандарт начальной школы разрабатывался исходя из того, чтобы при минимальном изменении материально-технического оснащения образовательного учреждения обеспечить его введение. Безусловно, есть серьезная проблема, связанная с обеспечением школ учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, поскольку в рамках нацпроекта были поставлены учебные кабинеты для основной и старшей школы. Для начальной школы, к сожалению, ничего не поставлялось на протяжении многих последних лет. Но и стоимость оборудования для начальной школы не настолько критична.

На вопросы педагогов и родителей отвечали разработчики ФГОС: Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков ФГОС, генеральный директор издательства «Просвещение» и Маргарита Леонтьева, главный редактор издательства «Просвещение».