Новый стандарт. Что мы от него ждем?

Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети».

Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя.
Из Послания Президента Федеральному собранию.

С 1 сентября 2011 года все первоклассники нашей страны начнут обучение по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Для маленького ученика эти слова ничего не значат, но родители, которые уже кое-что слышали об этом, читали в прессе или узнали из Интернет — новостей, начинают беспокоиться, обсуждать вопрос введения ФГОС. Данная статья предназначается для родителей, чтобы снять их тревожность и сомнения.

Конечно же, стандарт разрабатывался взрослыми людьми для взрослых, поэтому детям о таких вещах знать не следует. При разработке стандарта авторами учитывалось несколько посылов.

Во-первых, за основу взяли стратегию развития нашей страны, известную как «Стратегия-2020». Во-вторых, учитывая, что Россия идет по пути построения открытого гражданского общества, в основу стандарта разработчики положили общественный договор — совокупность образовательных запросов семьи, общества и государства. Ну, и конечно, приняли во внимание новые реалии информационного общества.

Меняется время, страна, люди. Изменились и цели школьного образования, которые сформулированы в стандарте, — воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В обществе почему-то прочно укоренилось представление, что стандарт — это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но если заглянем в ст. 7 Закона «Об образовании», прочитаем, что стандарт — это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации.

В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых. Новый стандарт — это не набор программ, а сложный, многоплановый документ, который регулирует взаимоотношения основных участников образовательного процесса и все стороны деятельности системы общего образования. Содержание программ — одна из важных составляющих стандарта, но не единственная его часть.

Также в стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове — вот к чему мы стремимся.

Самообразование — очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Уже младший школьник должен уметь научиться учить себя. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Потому-то в базисные учебные планы, например, уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта.

Допустим, в начальной школе ребенок может следить, как у него в горшочке на окне вырастает цветочек. Говоря взрослыми словами, он должен для себя поставить цель: ухаживать за растением, следить за этапами его развития, роста, оценить результаты своих действий. В старших классах, конечно, это уже другие проекты. Самостоятельность формирует основу будущей успешности человека.

Сегодня много говорится о так называемом общественном договоре между школой и семьей. Этот момент также прописан в стандарте. Действительно, авторы стандарта предложили и уже даже апробировали договор между семьей, школой и муниципалитетом.

Ведь что такое общее образование? Это, по сути, выполнение государством конституционной нормы о предоставлении каждому гражданину возможности получить бесплатное общее образование. Это достаточно серьезная сумма денег и шанс, который получает семья, на воспитание и обучение своего ребенка.

Насколько эффективно семья пользуется этим шансом, конечно, весьма серьезный момент. К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне «публичного права». То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя.

Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Потому предложено заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования.

Семья в полной мере наряду со школой отвечает за успешность реализации образовательной программы ребенка. При этом ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Оно обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку.

Семья же ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования. Соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи предлагается конкретизировать в договоре, заключаемом образовательным учреждением и семьей. И это, конечно, не новое слово, ни в педагогике, ни в сфере законодательства.

Из беседы с А.М.Кондаковым, членом-корреспондентом РАО: «Несколько лет назад в Педагогическом музее в Москве я увидел под стеклом документ начала XX века — обязательство родителей перед гимназией. Звучало оно примерно так: „Поскольку мой сын, Пудовкин Всеволод, был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуюсь, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, всегда приходить в гимназической форме, что у него всегда будут карандаши, тетрадки и т.д.“

Потрясла последняя фраза: „Ежели он из гимназии будет изгнан, я обязуюсь, что он более не наденет формы гимназической, дабы не позорить оную“. Честь мундира! Этические, нравственные нормы этого раритетного договора между гимназией и семьей произвели на меня огромное впечатление. Вот и появился такой договор, который сейчас, кстати, позитивно воспринят школами как некий регулятор взаимоотношений и с властями, и с семьей».

Что еще интересного и полезного в новых стандартах? Возвращается в школу вторая половина дня, которая будет насыщена разного рода внеурочной деятельностью: кружками, мастер-классами, мастерскими и пр. Следует отметить, что внеурочная деятельность обязательна для школы, но не для ученика. Учащиеся и их родители смогут выбрать виды занятий во второй половине дня в школе или заменить их занятиями в музыкальной или спортивной школе.

Но есть проблема: система педагогического образования давно уже не готовит учителя как воспитателя. Работая над стандартом, авторы, безусловно, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам гражданином, примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания.

Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать.

Важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. К сожалению, в 1991-1992 годах был провозглашен лозунг: «Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское». А ведь воспитание гражданина — один из главных результатов любой системы образования.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников» записано: «...духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей». И далее «...высокой степенью духовно — нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет».

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
любит свой край, Родину;
уважает и принимает ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность;
готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Конечно же, школа, а тем более, семья, заинтересованы в воспитании здорового и счастливого ребенка. Но только совместными усилиями семьи и школы, а также в результате реализации стандарта мы получим выпускника начальной школы, который в полной мере соответствует социальному заказу общества.

Г.Петриченко,
ведущий специалист
отдела анализа поддержи образовательного процесса