Каким должен быть фгосовский урок технологии?

20 февраля 2014 года на базе СОШ № 71 прошел семинар учителей технологии «Урок и внеурочная деятельность по технологии в соответствии с ФГОС». В его работе приняли участие 45 педагогов из 35 общеобразовательных организаций города Краснодара.

Участников семинара приветствовали муниципальный координатор предмета Л. И. Гургенидзе и руководитель городского методического объединения учителей технологии, учитель СОШ № 78 Е. Л. Березовская.

В семинаре приняла участие заместитель директора по учебно-методической работе СОШ № 71 Н. В. Романова. Она представила присутствующим презентацию «Методическая служба общеобразовательного учреждения: ИКТ и электронные образовательные ресурсы — фактор обогащения и совершенствования учебно-воспитательного процесса и профессионального мастерства учителя». Педагог подчеркнула, что в школе большое внимание уделено коллективному сотрудничеству учителей, использованию различных форм и методов для совершенствования работы по формированию образовательной среды, обеспечивающей поддержку личностно-профессионального роста учителей, развитию их способностей и инновационного потенциала.

Школа является базовой по дистанционному обучению, создан учительский клуб — структурное подразделение методической службы школы, объединяющее учителей, имеющих высокий уровень квалификации и ведущих опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую, проектно-исследовательскую деятельность; работает интерактивный методический кабинет с методическими материалами, помогающими учителю использовать современные методы обучения для повышения уровня и качества обучения.

Учителя школы активно участвуют в различных профессиональных конкурсах, творческих мероприятиях по предметам, осуществляя эффективное взаимодействие в диаде «талантливый педагог — талантливый ученик», обеспечивающее условия для свободы творчества и возможности максимального раскрытия потенциала учащихся. Информация об инновационной деятельности школы, профессиональных достижениях учителей размещена на школьном сайте и на сайтах учителей.

«Особенности проведения урока технологии по ФГОС» так называлось выступление Е. Л. Березовской. Учитель подчеркнула, что главная задача ФГОС — развитие личности ученика, современное образование отказывается от традиционного получения знаний, умений и навыков, формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Е. Л. Березовская рассмотрела вопросы о дидактической структуре урока, которая отображается в плане-конспекте и в технологической карте, использовании электронных образовательных ресурсов для повышения мотивации к обучению. Технологическая карта — это новый вид методической продукции. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности, это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

В. В. Чаплыгина, учитель технологии, и О. В. Моисеева, учитель информатики, (СОШ № 71) представили слушателям семинара тему «Интерактивное тестирование как средство контроля качества и прогнозирования учебных достижений учащихся на уроках технологии», провели мастер-класс по использованию системы голосования «MimioStudio» на уроке. Все присутствующие на семинаре получили беспроводные пульты голосования и стали участниками интерактивного тестирования «Чертежи». Учителя с большим интересом отвечали на вопросы тестов, горячо обсуждали свои ответы и отметили, что такой способ обучения позволяет повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что их использование способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным и эффективным.

Выступающие отметили, что развиваются технологии, изменяются требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса, в настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, умения и навыки, сколько учить обучающихся учиться самостоятельно, находить источники пополнения знаний. В связи с этим модель обучения должна быть построена на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательный процесс.

Грамотное использование на уроке правильно подобранного комплекта интерактивных устройств позволяет принципиально изменить методологию преподавания, обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ученика в учебной деятельности. Педагоги получают широкие возможности для групповой работы, а используемый дидактический материал становится гораздо нагляднее. Важно, что учителя могут значительно экономить свое время и силы, как при подготовке уроков, так и при обработке проверочных работ и тестов. В. В. Чаплыгина и О. В. Моисеева используют интерактивные тесты из коллекций ЦОР и разрабатывают свои.

«Формирование ключевых компетенций. Творческие проекты на уроках технологии» — эту тему выступления представила Е. В. Салтыкова, учитель технологии СОШ № 71. Учитель отметила, что в рамках концепции модернизации российского образования важным является формирование ключевых компетенций. Компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В своем выступлении учитель ознакомила участников семинара с разными видами компетенций и подробнее остановилась на образовательных — учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, общекультурная.

Формированию образовательных ключевых компетенций способствует проектная деятельность учащихся. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной. Метод проектов имеет большую практическую значимость. Учитель подробно остановилась на этапах творческого проекта и представила наиболее интересные проекты учащихся «Венецианская маска витражными красками», «Изготовление панно «Весенний букет», творческий проект по кулинарии.

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. ФГОС дает конкретный механизм внеурочной деятельности, который развивает мотивацию ребенка, обеспечивает саморазвитие. В рамках ФГОС определены такие понятия, как результат внеурочной деятельности и эффект внеурочной деятельности. Большую роль для развития творческого потенциала воспитанников выполняют занятия декоративно-прикладным творчеством.

Внеурочная деятельность на семинаре была представлена учителем технологии СОШ № 98 В. В. Сегида «Объёмный декупаж, декоративно-прикладные изделия к празднику». Учитель подчеркнула, что занятие декоративно-прикладным творчеством помогает развить творческое воображение и зрительную память, художественные способности ученика и его индивидуальность.

Учитель технологии СОШ № 71 Е. В. Помыткина поделилась профессиональным опытом в форме мастер-класса по развитию творческого потенциала. Учитель представила слушателям новый материал «фоамиран» и показала процесс изготовления композиций из цветов. Пластичная замша или «FoamIran» — это мягкий листовой материал, применяемый в различных видах изделий. Его можно также встретить под названиями «Фом Эва», «Фоамиран», «Фоам», «Foam», «Ревелюр».

Производится фоамиран в разных странах — Иране и Китае. Фоамиран с успехом используется для создания разнообразного объемного декора: цветы, гирлянды, куклы и аксессуары к ним, магниты на холодильник, элементы подарочной упаковки, аппликации, объемные поделки. Листы фоамирана легки и неприхотливы в хранении, работать с ними легко, а готовые изделия не боятся перепадов температур, влаги, грязи и сжатия. Материал не токсичен, не имеет запаха. Всем присутствующим были предоставлены образцы материала и все необходимое для изготовления розы.

Учителя с большим удовольствием приняли участие в изготовлении декоративного цветка и отметили, что дети, создавая изделия декоративно-прикладного творчества, вкладывают в свою работу любовь и талант, в них проявляются их взгляды и чувства. Школьники овладевают различными приемами декоративно-прикладного творчества, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала личности.

Все участники семинара отметили высокий уровень проведения семинара, выразили благодарность администрации и всему педагогическому коллективу СОШ № 71 за организацию и активное участие.

Л. И. Гургенидзе,
специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79