Итоги ЕГЭ — 2008 по географии в Карасунском округе

15 января 2009 года на базе гимназии № 69 прошёл проблемный семинар «Основные итоги ЕГЭ — 2008 по географии в ОУ КВО. Пути повышения качества подготовки к итоговой аттестации выпускников». В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы.

1. Анализ результатов ЕГЭ — 2008 г. по географии в ОУ КВО

В 2008 г. в эксперименте по государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по географии в Карасунском внутригородском округе (КВО) участвовало 98 выпускников из 21 общеобразовательного учреждения (ОУ), в том числе вечерняя школа № 9 и негосударственные образовательные учреждения.

По результатам ЕГЭ — 2008 г. можно отметить достаточно хорошую подготовку учащихся к экзамену. В Карасунском округе ниже доля неудовлетворительных оценок и выше доля высоких — «пятерок», чем в Краснодарском крае и по России в целом.

В 2008 г. положительные оценки получили 98 % выпускников, принявших участие в экзамене. Основная масса учащихся (75 %) набрали за работу от 51 до 100 баллов, что обеспечило им возможность получения хорошей и отличной отметок, причем 32 выпускника (33 %) получили отметку «5». Без «двоек» сдали экзамен учащиеся ОУ: 40, 73, 82, 84, «Альтернатива». Неудовлетворительные оценки получили учащиеся гимназии № 44, лицея «Исток».

Лучший в КВО результат — 87 баллов — получила ученица СОШ № 70 Юлия Кадырова (учитель Л. А. Собойчук). Средний балл по КВО в 2008 г. составил 59,3, что выше краевого и российского показателей. 13 ОУ имеют показатели выше краевого.

Карасунский округ имеет второй результат (после Западного — 111 человек) в крае по количеству выпускников (98 человек) сдававших ЕГЭ.

Подводя итоги ЕГЭ — 2008 г. в Карасунском округе, отметим, что за три года общие показатели улучшились, это достигнуто благодаря усилиям методического консилиума, состоящему из муниципальных тьюторов, учителей географии, работающих в X-XI классах. В школах округа на протяжении трёх лет проводились диагностические контрольные работы, что позволило повысить показатели результатов ЕГЭ.

2. Тренировочно-диагностические работы

Цель этих работ — подготовка к ЕГЭ по географии. Задачи: охватить все темы КИМов; выявить пробелы в знаниях и практических умениях, своевременно организовать работу по их устранению; выявить «случайных» учеников.

Тьюторами разработано четыре диагностические работы в двух вариантах каждая. Они проводились раз в месяц, для учащихся 11-х классов, выбравших ЕГЭ по географии, по темам:
1) Общие особенности природы;
2) Общая характеристика населения и хозяйства мира;
3) Политическая карта мира;
4) Природа, население, регионы России.

При этом осуществлялся единый методический подход для всех школ города. Тьюторы также разрабатывали рекомендации для учителей по анализу результатов контрольных работ. На «методических консилиумах» тьюторы проводили диагностику пробелов учащихся.

На окружных семинарах учителя получали рекомендации по организации работы по устранению пробелов в знаниях учащихся.

3. Методические рекомендации учителям по подготовке к ЕГЭ 2009 года

Для успешной подготовки школьников к ЕГЭ по географии учителям рекомендуется обратить внимание на усвоение учащимися:
— содержания всех разделов курса школьной географии;
— умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
— выполнение программных практических работ;
— понимание основных географических понятий, умение применять их и приводить примеры;
— способность четко формулировать свои мысли;
— изучение вопросов, вызвавших затруднение учащихся при написании экзаменационной работы 2008 года;
— с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику.

4. Формы подготовки выпускников к ЕГЭ

Вне уроков — консультация, факультатив.
На уроках — через обобщающее повторение, мини-тесты по темам, итоговый контроль (на основе демоверсии).

5. Задачи тьютора на 2009 год

— Работа с ОУ, которые показали низкие результаты.
— Обновление базы данных.
— Корректировка рекомендаций по подготовке к ЕГЭ.
— Определение типологии «трудных» заданий.
— Внимание темам слабо освещённым в учебной программе.
— Разработка новых вариантов контрольных работ.
— Формирование банка передового педагогического опыта по организации повторения и подготовке к ЕГЭ.

6. Формы тьюторского сопровождения учителей КВО

— «Методический консилиум» тьюторов.
— Семинары (проблемный, информационный, семинар-презентация).
— Круглые столы по проблемным вопросам ЕГЭ.
— Мастер-классы лучших учителей округа.
— Практические занятия для учителей по вопросам части «С».
— Индивидуальные консультации для учителей.
— Педагогическая копилка, с целью формирования опыта по организации повторения и подготовки учащихся.

7. Затруднения в работе

На решение учащихся участвовать в ЕГЭ влияет выбор экзаменов ВУЗами, которые меняют их в течение года. Поэтому учителям трудно организовать подготовку к ЕГЭ в течение года. Низкая посещаемость мероприятий учителями отдельных школ.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент презентации «Итоги Единого государственного экзамена 2008 года в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара». Полный вариант презентации (19 слайдов) и другие материалы по подготовке к ЕГЭ и к новой форме итоговой аттестации выпускников 9-х классов вы можете получить у муниципального тьютора Карасунского внутригородского округа Галины Валериевны Стеликовой в гимназии № 69 (г. Краснодар, ул. Благоева, 22). Консультации для учителей географии еженедельно, по четвергам, в 14:00.

Галина Стеликова
учитель географии МОУ гимназии № 69, муниципальный тьютор ЕГЭ по географии