Мастер-класс – это опыт и педагогическое мастерство учителя!

Пятого марта учителя географии краснодарской гимназии № 18, Лилия Павловна Казанцева и Нина Николаевна Бегова, принимали гостей по поводу проведения мастер-класса «Миграция населения» в 8-х (УМК «Дрофа») и 10-х классах (УМК «Полярная звезда»).

Назначенная дата проведения совпала с ещё одним значимым мероприятием нашей страны и края — шествием Олимпийского огня накануне открытия Паралимпийских игр в Сочи. Несмотря на определённые и объяснимые трудности в работе транспорта, сумели приехать в этот день немногочисленные гости: Елена Валерьевна Мещерякова, учитель географии СОШ № 89, и Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра.

На мастер-классах учителя поделились своим опытом и педагогическим мастерством. Первой выступила Нина Николаевна Бегова. Материал, который она представила, был интересный, он не напечатан в школьном учебнике. Учитель и ученики много работали с дополнительной литературой, сведения которой оказались необходимы на уроке. Было немного жаль, что не работаю в школе, чтобы использовать этот материал на своих уроках.
Н. Н. Бегова провела с учениками индивидуальную и самостоятельную работу. Наряду с освещением традиционных понятий данной темы предлагались статистические данные, характеризующие состояние миграции населения России и мира.

Рассматривались вопросы миграции населения и в странах Европы, и в Российской Федерации. Поднималась проблема трудовой миграции населения из республик, бывшего СССР. Также был рассмотрен один из вопросов о репрессированных слоях населения, о депортации народов нашей страны. Завершился урок определением положительных и отрицательных черт миграций населения.

Лилия Павловна Казанцева продолжила работу мастер-класса, который сопровождался красочной презентацией «Миграция населения». А начался урок с того, что нарисовав своё настроение на смайликах, участники работали по индивидуальным заданиям, составляли схемы видов и типов миграций, «входили» в урок и вспоминали изученное ранее. Каждое действие учителя сопровождалось пояснениями, показом слайдов. «Показать и научить одновременно, пояснив, зачем и как = мастер-класс» — вот основной принцип педагога.

Л. П. Казанцева рассказала об особенностях работы на уроках в 10 классе и вариативных способах применения табличных данных, продемонстрировала возможности мультимедийного учебника. Были рассмотрены миграционные процессы Краснодарского края. Это наиболее сложные и проблемные вопросы, требующие дополнительного времени на изучение, составления социальных проектов.

Лилия Павловна рассказывала о привлечении Интернет-ресурсов для выполнения домашнего задания, о правилах проведения социологического опроса.

Методические разработки, раздаточный материал — это те «изюминки» урока, позволяющие ученикам усвоить и закрепить изучаемый материал.
Одним из интересных моментов, применяемых учителем, является цвето-музыкальная психологическая разминка, имеющая характер релаксации и позволяющая ребёнку выразить своё мироощущение.

В заключение на уроке были составлены синквейны, в чём все присутствующие проявили свои способности и умения. Вот один из них:

Миграция.
Добровольная, изменяющая, разделяющая.
Соединять, страдать, зарабатывать.
Является поиском лучшей жизни.
Людской поток.

Отзывы коллег о проведённых мастер-классах разные, но все они позитивные. Самое главное, на что рассчитаны такие мероприятия, это умение передать свой опыт другим. Поэтому решили, данный мастер-класс провести еще раз для молодых учителей географии.

Присутствующие поблагодарили своих коллег-географов за хорошо подготовленную творческую работу, а директора гимназии № 18, Тамару Степановну Криштафович, — за гостеприимство и компетентных специалистов.

И по окончании мероприятия — традиционное фото на память.

Также об этом мероприятии можно прочитать в блоге Л. П. Казанцевой «Географочка».

Н. М. Овсянникова,
ведущий специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79