Ещё немного, ещё чуть-чуть

Наступил третий день конкурсных испытаний. Схлынули первые эмоции, и каждый из претендентов на победу и звание «Учитель года города Краснодара — 2014» мог показать себя в качестве знающего высокопрофессионального учителя. Конкурсанты дали уроки в избранном классе по теме, которая соответствует реальному календарно-тематическому планированию. Определились финалисты. О том, что борьба идет не шуточная, говорит тот факт, что лидеры (победители туров) постоянно меняются и победа в одном из туров не гарантирует победы в конкурсе. И это значит, что всё самое интересное нас ждёт впереди.

1 апреля начался IV тур «Учитель-профессионал – Педагог и Психолог». Этот день начался с выступлений Т. А. Ваховской. Красной нитью её выступления стала фраза: «В течение прошедших конкурсных дней мы овладевали компетенцией быть компетентными».

Затем слово взяли председатели номинационных жюри, которые подвели итоги работы в номинациях:
- «Традиции и новаторство в педагогике» (председатель номинационного жюри – Татьяна Алексеевна Гайдук, директор лицея № 48 им. А. В. Суворова);
- «Учитель – исследователь» (председатель номинационного жюри – Алла Григорьевна Ботвиновская, директор гимназии № 87);
- «Свобода и демократические ценности в образовании» (председатель номинационного жюри – Светлана Николаевна Краева, директор гимназии № 25).

Проанализировав выступления коллег, они отметили:
- (Т. А. Гайдук) ««Традиции и новаторство в педагогике» всего три слова, а сколько в них содержания! Народная мудрость утверждает: «Каждый шаг вперед становиться возможным только потому, что сделан предыдущий». Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция - это не только знания и опыт, которые охраняют и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и новаторство следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный баланс традиций и инноваций в образовании. Самый молодой учитель в нашей номинации Анна Андреевна Плашинова рассказала, что её уроки – это уроки волшебства, а в роли волшебника выступает Гарри Потер. Её коллега Виктория Михайловна Кисличко считает, что – это творец учебно-воспитательного процесса. А инновационным на своих уроках учитель считает метод проектов. А другой конкурсант Светлана Сергеевна Кондрашева утверждает: современное образование перед учителем выдвигает новые требования. Инновационные формы обучения призваны преобразовать само содержание деятельности учителя. И тогда в образовательном пространстве образуется конструкция: традиция – инновация и инновация – традиция».

- (А. Г. Ботвиновская) «Участвовать в конкурсе – почетно, престижно и очень сложно. На мой взгляд, номинация «Учитель – исследователь» наиболее сложная. Сегодня работать учителю сложно, а уж проводить какие-либо исследования – сверхсложная задача. Хочу сказать несколько слов о некоторых из конкурсантов. Юлия Владимировна Захарова показала чёткое, грамотное самопредставление, её профессиональный девиз «Я действительно умею и могу». Она продемонстрировала замечательный урок, на котором и учитель. и ученики говорят только на английском языке. На нём все грамотно выстроено до мелочей, а интерактивное оборудование используется на 100 %. Ирина Вячеславовна Коваленко показала творческую лабораторию «Созвездие», которая мотивирует её питомцев на занятие самостоятельной проектной деятельности. На уроках она использует проблемное обучение, метод проектов, а во внеурочной деятельности - диспуты, дискуссии, интерактивные группы. Сергей Александрович Тупчиев – молодой, интеллигентный учитель. Поэма об учительском кредо, да ещё и написанная самим Сергеем Александровичем, произвела на нас неизгладимое впечатление. По мнению Натальи Николаевны Чирухиной, методическая работа – одна из основополагающих в учебно-воспитательном процессе. Учитель активно и эффективно использует на своих уроках интерактивное оборудование. Елена Вячеславовна Шинкаренко уверена, что программа «Школа успеха» это, прежде всего, определение условий для воспитания свободной личности».

В заключении Алла Григорьевна сказала: «Дорогие мои конкурсанты, о каждом из вас можно сказать ещё много лестных слов. Каждый из вас – интересный учитель. А самое главное, вы неравнодушные люди. Пусть у некоторых из вас не всё удалось на этом конкурсе. Но я думаю, что в дальнейшем у вас всё получиться».

- (С. Н. Краева) «Все конкурсанты имели прекрасную теоретическую подготовку. Их объединяла любовь к школе и детям. Очень порадовали выступления в первый день конкурса, подтвердившие уровень теоретической подготовки педагогов. В тоже время следует обратить внимание коллег (заместителей директоров по методической работе) на имевшиеся методические погрешности при подготовке и проведении открытых уроков. Следует особо отметить креативность мышления и профессиональную культуру наших учителей. А слова «… освобождение от физкультуры не даёт освобождения от жизни», – могут даже стать девизом для наших педагогов».

Затем было проведено голосование педагогов, собравшихся в актовом зале СОШ № 101, для определения победителя конкурса «Приз зрительских симпатий». Имя его обладателя мы узнаем позже.

А потом началось одно из самых захватывающих состязаний – воспитательное мероприятие-экспромт. Это ведь только кажется, что очень просто взять и провести классный час. А попробуй это сделать в малознакомом ученическом коллективе и на глазах у коллег- педагогов и профессионального жюри. Но наши конкурсанты справились и с этим нелегким испытанием. Хотя им пришлось и нелегко. Те, кто выбрал учеников начальной школы, готовил «классный час» на тему «Хочу и должен». Конкурсанты, выбравшие учащихся среднего звена, готовили мероприятие «Моя благоразумность». А для старшеклассников была предложена тема «Прощать – значит любить».

Собравшиеся зрители увидели различные формы работы с учениками. И сумели по достоинству оценить творческий подход коллег, участников конкурса, поддерживая их аплодисментами.

Вот взгляд на происходящее со стороны ученицы 5 А класса СОШ № 101 Дарьи Мироновой.

«Сегодня мы, ученики 5 А класса, стали участниками некоего события. В день «Дурака» мы говорили … о благоразумии. Учителя из разных гимназий и школ рассказывали нам о том, о чём должен задуматься каждый: о наших поступках. Классный час начался с того, что «наша учительница», Анна Андреевна Плашинова, спросила о том, какие хорошие поступки совершили мы в своей жизни. Представления о хорошем были разные. Мы узнали о том, как наш одноклассник Вова принёс домой грязного истощённого котёнка, Илья пожертвовал своим накопленным «капиталом», чтобы купить своей бабушке подарок в день её рождения. Мы даже и не думали о том, что (мы и наши товарищи) можем совершать столько хороших поступков.

Но можно ли эти поступки назвать благоразумными? Вопрос учительницы поставил нас в тупик. Оказалось, что не все наши действия можно назвать благоразумными. Порой, не задумываясь, мы можем совершить грубую ошибку. Так, врач, который стремится спасти человека, может его погубить, если он в момент операции думает о чем-то своём. Водитель может стать причиной смерти пешехода, если отвлечётся на телефонный звонок. Вывод простой: в любой ситуации, прежде чем что-то делать, надо сначала хорошенько подумать, и тогда твои поступки будут благоразумными».

Нам остается только дождаться завтрашнего дня, когда будут расставлены все точки и названы имена победителей. Хотя, как заверяют участники конкурса, – проигравших среди них нет! Все конкурсанты обогатились новыми знаниями, обменялись опытом, приобрели новых друзей.

В. Г. Маркарьян,
главный специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79