I интерактивный научно-методический семинар географов

27 марта 2014 года в Кубанском государственном университете в рамках XI Краснодарского педагогического марафона состоялся I интерактивный научно-методический семинар «Районирование в географии: направления развития в школьном образовании». Организаторами семинара выступили Краснодарский научно-методический центр и кафедра экономической, социальной и политической географии географического факультета Кубанского государственного университета.

Впервые в мероприятии педагогического марафона вместе с учителями приняли участие профессора, доценты и студенты высшей школы. Университетская аудитория № 218, оснащённая современным оборудованием, онлайн программой с мультимедийным комплектом, вместила всех желающих. Тема научно-методического семинара очень актуальна в преподавании географии, как в общем, так и в профессиональном образовании, поэтому присутствовало почти 90 участников. Но это только краснодарцы! К ним присоединились и педагоги образовательных организаций Саранска, Майкопа, Читы, Тюменской и Астраханской областей. Более 120 человек, а ведь такую форму работы географы проводят впервые.

Работу семинара открыл проректор по научной работе и инновациям Михаил Геннадьевич Барышев. Он поздравил всех присутствующих с началом мероприятия и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество школы и университета.

Вера Владимировна Миненкова, заведующая кафедрой экономической, социальной и политической географии, кандидат географических наук, доцент, отметила, что в современном мире связь между педагогами средней и высшей школы крайне необходима. Взаимодействие университета со школами, в первую очередь, следует рассматривать как основу профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранной специальности.

Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, выразил особую благодарность профессорско-преподавательскому составу кафедры экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета и отметил, что это сотрудничество имеет давние традиции и многим учителям-географам особенно приятно снова встретиться со своими преподавателями на географическом факультете.

Педагоги Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва из Саранска: И. А. Сёмина — заведующая кафедрой экономической и социальной географии, кандидат географических наук, доцент, Н. А. Кильдишова — профессор кафедры экономической и социальной географии, кандидат географических наук, доцент, Н. Н. Логинова — доцент кафедры экономической и социальной географии, кандидат географических наук, выступили дистанционно с докладом «Теория и практика районирования в школьной географии».

Краснодар был представлен профессорско-преподавательским составом Кубанского государственного университета и учителями общеобразовательных организаций города.

Ю. Я. Нагалевский, заведующий кафедрой физической географии, кандидат географических наук, профессор, представил авторское учебное пособие «Региональное физико-географическое районирование» и выступил с докладом «Частное и комплексное физико-географическое районирование (на примере Краснодарского края)». Данная тема особенно актуальна в наступившем XXI веке, когда идет интенсивное освоение природных ресурсов и преобразование территориальных комплексов России и составляющих ее регионов.

Л. А. Морева, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии, кандидат географических наук, в докладе «Экономико-географическое районирование России: спектр современных взглядов на преподавание в школьной географии», раскрывая вопросы современного преподавания экономико-географического районирования, отметила, что прежнее районирование потеряло актуальность, и рассмотрела причины минимальной практической значимости экономико-географического районирования России.

А. А. Филобок, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии, кандидат географических наук, выступил с докладом «Экономическое микрорайонирование Краснодарского края: возможности использования результатов на уроках географии в школе», в котором показал, что в основе формирования экономических макрорегионов лежит территориальное разделение труда, и раскрыл возможность использовать вопросы районирования в рамках школьных научно-исследовательских проектов.

М. Л. Некрасова, доцент кафедры международного туризма и менеджмента, кандидат географических наук, в своём выступлении «Стратегический подход к формированию территориальных туристско-рекреационных систем Российской Федерации» познакомила присутствующих с туристским продуктом 20 туристско-рекреационных макрорайонов и предоставила видовой перечень, состоящий из 12 специализированных направлений туристской отрасли в России.

Н. А. Пикалова, доцент кафедры геоэкологии и природопользования, кандидат биологических наук, в докладе «Новое флористическое районирование Краснодарского края и биоразнообразие» подтвердила тот факт, что флора нашего региона отличается чрезвычайной оригинальностью и специфичностью.

Взаимодействие ВУЗа и школы должно быть полезным и взаимовыгодным, потому что это влияет на уровень образования школьников и выпускников. Поэтому выступления учителей общеобразовательных организаций продолжили тему районирования в географии.

И. М. Кремза, учитель географии, заместитель директора СОШ № 6 им. Героя Советского Союза Маргелова Василия Филипповича, доклад «Районирование как процесс и метод географического познания. Изучение районирования в УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»» начала со слов Н. Н. Баранского: «Экономико-географическая характеристика района или страны должны опираться „ногами“ в землю — геологию, геоморфологию, климатологию и ландшафтоведение, „туловищем“ должна проходить через историю, а „головой“ — упираться в политику и идеологию», подчеркнув, что знания учащихся будут прочными и глубокими, если их будут применять в практической жизни.

М. В. Волкова, учитель географии СОШ № 24, работая с УМК издательства «Дрофа» (линия под редакцией В.П. Дронова), в выступлении «Изучение регионов России» отметила, что необходимо знать природно-территориальные комплексы с их определённым порядком и связью явлений. Изучение ПТК проходит по трём основным направлениям: природа, население, хозяйство. География — единственная наука, для которой метод районирования является основным, это инструмент упорядочивания, систематизации данных, накопленных людьми.

Н. Н. Воробьёва, учитель географии гимназии № 44, в своём выступлении «Комплексное природно-хозяйственное районирование России» на примере УМК издательства «Дрофа» (линия под редакцией А. И. Алексеева) раскрыла образ России как целостное, территориальное разнообразие, которое формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест, разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).

Ю. И. Меньшикова, учитель географии СОШ № 37, в выступлении «Проектная деятельность учащихся по географии» показала, как школьники изучают районы нашего края, используя метод проектов. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

Интерактивный семинар стал очередным мероприятием, проведённым в рамках соглашения, заключённого департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар и Кубанским государственным университетом. Интерактивный семинар (вебинар) является относительно новой формой, но уже активно используемой в профессиональных сообществах. Такая форма позволяет участвовать в научных мероприятиях, обмениваться мнениями и опытом в режиме онлайн.

Заведующая кафедрой экономической, социальной и политической географии Вера Владимировна Миненкова и начальник отдела развития образования Алексей Александрович Оробец выступили в качестве модераторов семинара. Организационно-информационное сопровождение осуществляли доцент кафедры экономической, социальной и политической географии Любовь Алексеевна Морева и ведущий специалист отдела развития образования Наталья Маратовна Овсянникова. Бесперебойную работу семинара в режиме онлайн обеспечил Игорь Александрович Морев, отвечающий за информационно-техническую поддержку. Они создали замечательную рабочую обстановку семинара.

Благодарим руководство Кубанского государственного университета, а именно ректора Михаила Борисовича Астапова, который постоянно работает с учителями географии города Краснодара.

Все участники I интерактивного научно-методического семинара зарядились новыми идеями и предложениями для дальнейшей творческой работы. По результатам семинара они получили сертификаты.

Н. М. Овсянникова,
ведущий специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79