Социализация дошкольников и игра

В принятом осенью Федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в ходе реализации которой активно развиваются личностные качества дошкольников. Основным средством социализации личности ребёнка являются различные виды игр.

В марте и апреле на базе детских садов № 122 и № 177, на протяжении более 20 лет углубленно занимающихся вопросами игровой деятельности, прошли семинары-практикумы по формированию социальных качеств детей дошкольного возраста в игре.

Большой блок форм и методов руководства игровой деятельностью в разных возрастных группах представили воспитатели детского сада № 122. Общие подходы к формированию социальных качеств в играх детей разного возраста в своей презентации раскрыла старший воспитатель Ольга Викторовна Филатова. Информативные и подробные презентации по специфике формирования игр подготовили воспитатель средней группы Татьяна Николаевна Штацкая и воспитатель подготовительной к школе группе Татьяна Николаевна Пивкина. Мастер-классы по организации различных видов творческих игр представили воспитатель группы раннего возраста Любовь Ивановна Кофанова, воспитатель средней группы Татьяна Николаевна Штацкая и воспитатель старшей группы Арменуи Григорьевна Вартанян. Гендерный подход к организации игр средних дошкольников показала в своей презентации воспитатель детского сада № 208 Петрова Анастасия Андреевна.

Эмоциональные выступления педагогов вызвали живой отклик присутствующих на семинаре коллег: они задавали вопросы, просматривали практические материалы, представленные на выставке, а во время экскурсии по группам брали на заметку содержание и оформление предметно-пространственной игровой среды.

Если на базе детского сада № 122 в основном затрагивались вопросы, касающиеся сюжетно-ролевых игр, то на семинаре-практикуме в детском саду № 177 охватывалось всё игровое разнообразие. Актуальный проект по формированию навыков безопасной жизнедеятельности в театрализованных играх представила в своей презентации воспитатель детского сада № 208 Валентина Анатольевна Миронова, а на выставке большой интерес у слушателей вызвало её авторское пособие «Мобильный театр».

Об эффективных игровых методах профилактики конфликтного поведения в своей презентации рассказала воспитатель детского сада № 60 Ирина Владимировна Кириченко. Воспитатель детского сада № 177 Юлия Львовна Жигулина представила презентацию о промежуточных результатах проекта по развитию эмоциональной сферы младших дошкольников, а воспитатель группы для детей с задержкой психического развития этого же сада Екатерина Павловна Лопоносова представила дидактические игры экологического содержания как одно из средств эмоционального развития детей с ОВЗ.

Активное внимание привлекла презентация Маргариты Алексеевны Коваленко, воспитателя группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детского сада № 177: опыт восьми лет работы в группе позволил педагогу очень подробно рассказать обо всех направлениях деятельности и, в частности, об использовании игровых тренингов в профилактике школьной дезадаптации.

Проведённые мероприятия показали, что возможности детской игры практически безграничны, главное — использовать их в работе постоянно, тогда детям в дошкольном учреждении будет интересно жить и развиваться.

И. В. Мигунова,
главный специалист отдела анализа и поддержки дошкольного образования
(861) 257-06-68