День учителя технологии: «Новой школе – новый урок»

В соответствии с планом Краснодарского научно-методического центра в рамках XI Краснодарского педагогического марафона 24 апреля 2014 года на базе СОШ № 78 прошел День учителя технологии «Новой школе — новый урок». В его работе приняли участие 47 педагогов из 38 общеобразовательных организаций города Краснодара. Участниками педагогического марафона были учителя технологии, учитель начальных классов, информатики, ИЗО.

Участников педагогического марафона приветствовали директор школы В. Я. Андросов, муниципальный координатор предмета Л. И. Гургенидзе, руководитель городского методического объединения учителей технологии, учитель СОШ № 78 Е. Л. Березовская. Они отметили, что задача современной школы подготовить выпускника, умеющего думать, анализировать и, соответственно, сделать свой выбор. Во многом от учителя зависит, состоится ли как личность ученик, сможет ли он реализовать себя и как сложится его судьба. Все школьные предметы помогают решать эти проблемы. Чем больше нового и интересного учитель сообщает на уроке, тем выше интерес учащихся к предмету. Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме, применять современные и разнообразные средства обучения.

Эпиграфом мероприятия стали слова выдающегося ученого-просветителя, доктора педагогических наук, академика М. Н. Скаткина: «Урок — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Каким же должен быть новый урок в новой школе? В выступлениях учителя технологии рассмотрели вопросы по типологии, структуре уроков, формированию УУД и использованию современных педагогических технологий. С. В. Шарапкина, учитель технологии лицея № 48, в своем выступлении «Подготовка и проведение современного урока по ФГОС» проанализировала этапы проведения самого распространённого типа урока — «комбинированный». Учитель подчеркнула, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности учащихся. Деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной, деятельности школьника.

Вопросам использования проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии уделили внимание учителя технологии Н. М. Малютина (СОШ № 50) и Е. В. Салтыкова (СОШ № 71). Учителя поделились опытом по планированию часов, выделенных на проектную деятельность, выбору интересных тем проектов и проведению защиты проектов учащимися. Они подчеркнули, что организация проектной деятельности на уроках технологии позволяет заинтересовать учащихся в получении знаний, привить исследовательские навыки, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности. Слушателям семинара были представлены различные интересные проекты учащихся.

На уроках можно использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Одним из таких форм является использование групповой работы учащихся. Учитель начальных классов СОШ № 45 Н. В. Елисеева представила слушателям опыт «Организация групповой работы на уроках технологии». Учитель рассказала, что на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Н. В. Елисеева отметила, что учащиеся могут общаться друг с другом, помогают друг другу, при этом раскрываются такие качества ученика, как лидерство, коммуникабельность, способность работать в команде.

Учитель ИЗО школы № 51 И. В. Шулякова представила участникам марафона мастер-класс «Фрагменты интегрированных уроков ИЗО и технологии в УМК нового поколения (ФГОС)». Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация. Одним из путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование является построение процесса обучения на интегрированной основе. Изобразительное искусство и технология — творческие уроки, их интеграция позволит ученикам увидеть их взаимосвязь и подчеркнуть значимость для творческого развития личности.

Большое внимание на мероприятии было уделено использованию на новом уроке информационно-коммуникационных технологий. Участники отметили, что практически каждый учитель при проведении уроков использует ИКТ — это Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, программы для работы с интерактивной доской. Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, мультипликацию, видео, звуковое сопровождение. Построение красочных схем, таблиц с помощью презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Учитель может использовать интерактивные тесты, кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, что повышает интерес учащихся к уроку, делают урок более насыщенным.

На вопросы «Как создать и использовать интерактивный тест?» ответили учителя технологии и информатики СОШ № 51, проведя мастер-класс «Интерактивное тестирование как средство контроля качества и прогнозирования учебных достижений учащихся на уроках технологии».

Для практической работы и ознакомления с особенностями использования мультимедийных презентаций на уроках технологии для всех участников педагогического марафона были подготовлены ноутбуки. Руководитель методического объединения учителей технологии, учитель СОШ № 78 Е. Л. Березовская представила слушателям тему «Опыт работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках технологии». Учитель показала на практике как использовать рисунки, таблицы, схемы, тесты, ссылки на другой ЭОР, как выбрать цветовое оформление, звуковое сопровождение для создания презентации. Учителя с большим интересом составляли мини-презентации, и поделились своим опытом использования цифровых образовательных ресурсов на уроках.

Следующей практической работой было «Создание цветочных композиций с помощью графического редактора». Мастер-класс по этой теме провела учитель технологии СОШ № 51 С. С. Стрельцова. Она рассказала о возможностях использования графического редактора для создания рисунка, редактирования готовых изображений, фотографии. Уроки с использованием графического редактора — это одна из форм организации учебной и внеурочной деятельности, которая обеспечит активную самостоятельную, творческую деятельность учащихся.

Проведение практического занятий в рамках педагогического марафона позволило учителям быть не просто пассивными слушателями, но и его активными участниками.

Учителя в рамках педагогического марафона показали мастер-классы по внеурочной деятельности «Эстетическое воспитание учащихся через использование новых декоративных материалов на уроках технологии» (Е. В. Помыткина, СОШ № 71); «Внеурочная деятельность по предмету. Торцевание салфеток» (Л. М. Беляева, СОШ № 51).

Педагогический марафон учителей технологии прошел в атмосфере творчества, все с интересом слушали выступления участников, активно участвовали в обсуждениях, в практических занятиях. Присутствующие отметили, что только тем, кто сумел принять новые требования и перестроить свою педагогическую позицию, можно смело идти вперед в новую школу, которая начинается с новых уроков. Учитель должен учиться учить по-новому, накапливать опыт.

Проводимый ежегодно педагогический марафон играет очень значимую роль в жизни педагогов для обмена накопленным опытом.

Л. И. Гургенидзе,
специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79