Формирование географической культуры в новом стандарте

В соответствии с планом Краснодарского научно-методического центра и Краснодарского регионального отделения Русского географического общества в рамках XI Краснодарского педагогического марафона для учителей географии в течение трёх дней были организованы мероприятия, посвящённые Дням учителя географии.

Первый день.
24 апреля в СОШ № 35 прошла V методическая конференция «Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию и итоговому оцениванию: Формирование географической культуры», посвящённая обсуждению актуальных проблем географического образования, демонстрации результативного педагогического опыта, обсуждению подходов к апробации Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Открыл конференцию Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, руководитель комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Он поздравил всех присутствующих с Днями учителя географии и познакомил с порядком работы конференции.

В первой части «География и культура» с темой «Роль школьного географического образования в формировании экологической культуры нового поколения» выступила Нина Васильевна Витульская, руководитель природоохранной комиссии КРОРГО, кандидат технических наук, доцент. Она отметила, что, благодаря географии, мы можем изучать свою страну, а главная задача учителя географии — формирование географической культуры на основе социоприродных элементов. Не надо забывать, что все естественные науки (биология, физика, химия) вышли из географии. Пора выделить, кроме уже известных нам четырёх сфер (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера), и пятую сферу — энергоинформационную. И роль человечества в этой сфере огромна. Но если изучать географию формально, то человек может превратиться в геолого-разрушительную силу. Нина Васильевна рассказала о работе природоохранительной комиссии, которая не допустила строительство АЭС в Мостовском районе.

Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, в своём выступлении «Формирование географической культуры как составной части общей культуры человека» рассказала о том, что достижения современной географии позволяют выработать такой взгляд через овладение знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира как части общей научной картины мира.

Учителя географии познакомились с новинками московского издательского дома «АСТ — ПРЕСС». Ольга Александровна Парамонова, специалист по информационной работе, представила атласы с подробными картами по изучаемым темам и пособия этого издательства. Контурные карты и задания, содержащиеся в них, позволяют углубить и закрепить знания по изучаемому курсу. Контрольные задания дают возможность учителю проверить знания ученика, а ученику — проявить свои знания и умение творчески работать с атласом и учебником.

Во второй части «Новый учитель в новой школе» выступали учителя географии общеобразовательных организаций:
Ирина Михайловна Кремза (учитель географии, заместитель директора СОШ № 6) в докладе «Новые подходы в моей педагогической деятельности: методика построения урока с использованием УМК ИЦ „ВЕНТАНА-ГРАФ“» представила своё видение успешного преподавания, важным условием которого является правильный выбор учебников для своих учеников. На смену учебникам, долгое время являвшимися почти единственными источниками знаний, пришли учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочие тетради, методические разработки, электронные образовательные ресурсы. Большую роль в формировании информационной географической культуры играют новые УМК, которые формируют и вырабатывают у учащихся новые навыки и умения.

Елизавета Андреевна Гришина (учитель географии СОШ № 78) показала «Изменение роли педагога в современной школе в условиях введения ФГОС ООО». Так какой же он, новый учитель? Что же показал результат опроса учеников школы и их родителей? Вот, каким его видят окружающие — умеющий общаться, ухоженный, интересный, с чувством юмора, справедливый, спортивный, творческий. Одним словом — профессионал!

Анжелика Владимировна Эсауленко (учитель географии гимназии № 54), финалист профессионального педагогического конкурса «Учитель года города Краснодара — 2013», представила выступление «Профессиональный конкурс как форма обобщения опыта: Моя педагогическая лаборатория». Она рассказала о необходимости участвовать в конкурсах. Именно они помогают учителю в их профессиональном росте.

Лилия Павловна Казанцева (учитель географии гимназии № 18), председатель Ассоциации участников профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара», в выступлении «Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности» рассказала о работе своего блога «ГЕОГРАФОЧКА», целью которой является представление интернета огромным развивающим пространством, если его уметь правильно использовать. А для этого нужно учиться самим. Учитель охотно стремится к общению с коллегами. С этой целью ею были предложены раздаточные листы с адресом блога «ГЕОГРАФОЧКА».

Помимо этого, в ходе конференции учителя работали в секциях, организованных по трем различным направлениям:
Секция 1 «Воспитательный потенциал географии»
«Внеурочная деятельность в рамках ФГОС основного общего образования — средство повышения интереса к предмету географии» — Ольга Николаевна Киселёва, учитель географии СОШ № 65;
«Культурологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности» — Наталия Николаевна Воробьева, учитель географии гимназии № 44;
«Развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по географии» — Ирина Аркадьевна Гоева, учитель географии гимназии № 40;
«Организация внеурочной экологической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» — Надежда Петровна Богаткина, учитель географии СОШ № 89;
«Экологическое воспитание школьников в профильном отряде школьного летнего лагеря» — Екатерина Александровна Владимерец, учитель географии СОШ № 20;
«Спортивный туризм как один из видов внеурочной деятельности по реализации требований ФГОС основного общего образования» — Иван Владимирович Каммерлохер, учитель географии СОШ № 100;
«Нравственные аспекты в преподавании географии России (8–9 классы)» —
Нина Николаевна Бегова, учитель географии гимназии № 18.

Секция 2 «Новые стандарты и УМК»
«Применение современных образовательных технологий на ФГОСовских уроках начального курса географии (УМК ИЦ „ВЕНТАНА-ГРАФ“)» — Марина Анатольевна Благинина, учитель географии СОШ № 100;
«Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию (УМК под редакцией В. П. Дронова издательства „Дрофа“)» — Марина Владимировна Волкова, учитель географии СОШ № 24;
«Учить легко, учиться интересно» (УМК «Сферы» издательства «Просвещение») — Наталья Геннадьевна Мелихова, учитель географии Краснодарского президентского кадетского училища;
«Реализация требований ФГОС основного общего образования (УМК под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева издательства „Дрофа“)» — Виктория Александровна Серебрякова, учитель географии, заместитель директора лицея № 12;
«Методические приемы формирования универсальных учебных действий в обучении географии» — Оксана Викторовна Ташкинова, учитель географии СОШ № 50;
«Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: первые результаты» — Антонина Анатольевна Гурьянова, учитель географии СОШ № 51.

Секция 3 «Новые технологии и проекты»
«Современный урок географии — средство формирования научной картины мира, развития творческих способностей учащихся» — Елена Валерьевна Мещерякова, учитель географии СОШ № 89;
«Дистанционное обучение: с новыми информационными технологиями к новым образовательным результатам» — Елена Петровна Благовещенская, учитель географии СОШ № 83;
«Современные приёмы работы с одарёнными детьми» — Надежда Григорьевна Косякина, учитель географии лицея № 4;
«Использование электронных образовательных модулей на уроках географии» — Алиса Николаевна Параскевова, учитель географии СОШ № 16;
«Исследовательский проект „Наблюдение за погодой“ (начальный курс географии)» — Анастасия Викторовна Марухно, учитель географии лицея № 64;
«Проектная деятельность на уроках географии в рамках введения ФГОС основного общего образования» — Марина Геннадьевна Прохорова, учитель географии СОШ № 50.

Участники секций познакомились с новыми технологиями и проектами в образовании, рассмотрели и оценили воспитательный потенциал на уроках географии, поделились опытом работы по новым образовательным стандартам и УМК. Учителя поделились своими «секретами», позволяющие им работать эффективно и результативно.

По окончании этого, в ходе работы круглого стола, участники конференции обменялись мнениями о выступлениях. Представители от каждой секции — Н. Б. Лысенко, Е. А. Гришина и О. Н. Киселёва — поделились своим мнением. Они отметили высокое качество работы большинства учителей, работающих по новым стандартам, применяющих самые различные формы и методы на уроках. Особенно подробно была представлена проектная работа, которая позволяет подать интересно материал для учащихся.

В завершении работы конференции Алексей Александрович Оробец, вручил всем выступавшим в этот день дипломы. Авторы самых интересных докладов были премированы атласами с подробными картами по изучаемым темам издательства АСТ-ПРЕСС, интересными изданиями научно-популярной серии для подростков «EXTREME» московского издательства «АСТ-ПРЕСС КНИГА», которые включают поражающие воображение явления природы, интересные факты и полезная информация, эксклюзивные иллюстрации. И всё это в удобном для чтения формате.

Вестник Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, выпуск 7, был вручён учителям, статьи которых напечатаны в этом сборнике: Г. В. Бородкиной (гимназия № 33), Е. В. Мещеряковой (СОШ № 89), М. А. Благининой (СОШ № 100), В. П. Кириенко (СОШ № 96), Л. Е. Вилковой и С. С. Кузьменко (гимназия № 72).

В ходе работы круглого стола была проведена глубокая рефлексия деятельности современного педагога, осознание того, что учителю сегодня необходимо развивать в себе те умения, которые помогут ему быть более гибким и профессиональным в меняющихся условиях.

Все участники конференции выразили глубокую благодарность администрации СОШ № 35, а именно директору И. В. Захаровой, заместителям директора Т. Е. Петропавловской и Л. Л. Овасафян, за внимание, доброжелательное отношение и постоянное сотрудничество с географами города.

Второй день.
25 апреля на базе гимназии № 23 состоялись мастер-классы Надежды Борисовны Лысенко (гимназия № 23) и Галины Валериевны Стеликовой (гимназия № 69), на которых учителя представили свою систему работы, особо выделив наиболее значимые для них элементы этой системы.

Надежда Борисовна Лысенко в ходе мастер-класса представила авторскую методическую систему, основанную на комплексном применении современных образовательных технологий, в том числе информационных. Она познакомила коллег с элементами работы на интерактивной доске, показала преимущества программы SMART NOTEBOOK в создании современных интересных уроков, встроенных в концепцию новых ФГОС. В них максимально учтены приоритетные направления модернизации школьного географического образования в условиях перехода на стандарты второго поколения. Надежда Борисовна представила и урок ставший лауреатом конкурса педагогических идей «Учим географии» — урок «Сельское хозяйство мира. Растениеводство» по учебнику О. А. Бахчиевой «Экономическая и социальная география мира» (10—11 класс) УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией В. П. Дронова.

Во время мастер-класса были представлены фрагменты её уроков «Географическое положение Северной Америки» и «Этническая мозаика России». С этими уроками Н. Б. Лысенко ранее принимала участие во Всероссийских конкурсах, получив на них призовые места в финальной части в Москве (конкурсы «Мой лучший урок» и «Мой лучший урок SMART» в 2014 году).

Представленные разработки Надежды Борисовны Лысенко получили высокую оценку коллег, многие из которых заинтересовались программой SMART NOTEBOOK и проявили желание, ознакомится с ней поближе.

Галина Валериевна Стеликова, помимо интересной презентации своей педагогической системы, рассказала об опыте работы в комиссии по оцениванию участников конкурса «Лучших учителей», показав, тем самым, насколько важен системный подход в деятельности педагога.

Третий день XI педагогического марафона.
10 мая Краснодарский научно-методический центр, городское методическое объединение учителей географии и Абинское местное отделение Русского географического общества организовали выездную методическую экскурсию, посвящённую изучению природных, культурных и исторических объектов Абинского района Краснодарского края.

Более ста учителей географии были участниками XI Краснодарского педагогического марафона. По окончании всех мероприятий они выразили огромную благодарность организаторам конференции и мастер-классов за насыщенную и плодотворную программу мероприятий, их высокий профессиональный уровень и актуальность представленных тем, а проведённая выездная экскурсия продолжила формирование географической культуры, изучая природные, исторические и культурные объекты нашего края.

Н. М. Овсянникова,
ведущий специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79