Палитра краснодарского лета

«Есть что-то прекрасное в лете, а с летом прекрасное в нас» (Сергей Есенин).

Во всех школах началась самая «горячая» пора для педагогов — это летняя оздоровительная кампания и ее успешность во многом зависит от создания условий в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям безопасности отдыха и оздоровления детей.

Чтобы сделать отдых детей качественным и безопасным, ярким и незабываемым члены штаба воспитательной работы заранее продумывают формы летней занятости школьников, связываются с социальными партнерами, ведут работу с семьями, которые требуют особого педагогического внимания. Уже начиная с декабря, вопросы летней оздоровительной кампании обсуждаются на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях методического объединения классных руководителей, заседаниях общешкольного родительского комитета и родительских собраниях. Утверждается комплексная программа «Лето — 2014», как часть комплексной программы «Каникулы».

Насыщенное событиями, спортивное и интересное лето получится в том случае, когда в учреждении грамотно будут расставлены педагогические кадры на весь летний период, использованы как внутренние, так и внешние ресурсы учреждения. Отсутствие поля деятельности для подростков вне школы приводит к тому, что они не умеют распорядиться свободным временем. Чем меньше видов деятельности в распоряжении ребенка, тем больше возникает у него проблем с окружающими. Для некоторых детей, и это не секрет, находиться в лагере с дневным пребыванием или в походе и экспедиции — это единственная возможность на короткое время уйти из окружающей ребенка неблагоприятной среды.

Муниципальное образование город Краснодар занимает в течение ряда лет лидирующее место в Краснодарском крае по организации летней кампании. Системный подход департамента образования совместно с Краснодарским научно-методическим центром к организации летнего отдыха детей дает высокие результаты. При подготовке используются различные формы работы с педагогами: городские конкурсы по малозатратным формам отдыха и профильным сменам, семинары-практикумы, собеседования по программам лагерей с дневным пребыванием и лагерей труда и отдыха , публичная защита комплексных летних программ, индивидуальные и групповые консультации.

Приоритетными направлениями оздоровительной кампании текущего года стали: обеспечение безопасных условий пребывания детей и подростков во всех организованных формах отдыха, оздоровления и занятости; обеспечение непрерывной работы штаба воспитательной работы в летний период, на который возлагается ответственность за стопроцентную занятость подростков, состоящих на профилактических учетах; активное использование малозатратных форм отдыха; развитие туризма, как приоритетного направления детского отдыха.

В этом году палитра краснодарского лета особенно разнообразна — экспедиции, походы, профильные смены, лагеря с дневным пребыванием и лагеря труда и отдыха, дневные тематические и спортивные вечерние площадки, однодневные экскурсии и походы по Краснодарскому краю, событийный туризм, образовательные экскурсии за пределы края и страны, социально-значимые акции, спортивные и творческие праздники.

В летний период реализуются шесть программ профильных смен в детском оздоровительном центре «Краснодарская смена» для 1200 детей и подростков: «Мир детства — цветная планета» (хоровые и танцевальные коллективы, активные участники окружных и городских мероприятий), «Лидер плюс» (активные участники школьного ученического самоуправления), «Звездная дорожка» (победители и активные участники творческих конкурсов), «Кубань олимпийская против наркотиков» (победители и активные участники конкурсов по формированию ЗОЖ, члены волонтерских отрядов), «Олимпийское созвездие» (победители Спартакиады школьников), «Олимпийское будущее Кубани» (воспитанники спортивных школ).

Комплексный спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка» в летний период готов принять 480 краснодарских школьников. Это две смены «АЛИР» — для победителей предметных олимпиад и научно-практической конференции «Эврика», «Сыны Отечества» — для победителей военно-спортивной игры «Зарница», активистов военно-патриотической работы, «Азбука безопасности» — для юных инспекторов движения, «Радуга успеха» — для участников театральных коллективов, представителей редакций школьных газет, воспитанников кружков творческой направленности, «Вслед за солнцем» — для юных туристов.

Самая массовая формы занятости — лагеря с дневным пребыванием детей на базах общеобразовательных учреждений. Возможно, она выглядит немного противоестественно, летом дети опять находятся в стенах школы. Тем не менее, отказываться от нее не стоит, а вот сделать по-настоящему интересной смену лагеря с дневным пребыванием вполне под силу педагогическому коллективу.

Необходимо создать условия для творческого и физического развития, полноценной самореализации и саморазвития личности ребенка и подростка в условиях временного детского коллектива. Чтобы каждый летний день стал для ребенка событием, нужно наполнить содержание наших школьных лагерей многообразием видов деятельности, вовлечь ребенка в самые разные социальные отношения. Для этого можно использовать такие эффективные формы работы, как разновозрастные отряды, лагерное самоуправление, тематические дни, творческие поручения, клубы (кружки), гостиные, творческие мастерские, хобби-центры, профильные отряды, летние предметные школы, школа-интенсив для старшеклассников. И здесь на первый план выходит игра — один из наиболее успешных методов воспитания и организации деятельности в детском лагере. Её функции многогранны: развивающая, воспитательная, образовательная, коммуникативная, диагностическая, социокультурная, корректирующая, самоактуализирующая.

Педагогу, работающему в лагере необходимо владеть основами игрового взаимодействия и технологиями проведения. Игры могут пронизывать всю смену деятельности или одна сюжетно-ролевая игра в течение смены. Чтобы ребенку в лагере было интересно, с ним надо делать ДЕЛО. Чем больше дел, чем они разнообразнее, тем интереснее ему там будет. Заключительный период лагерной смены нужно продумать до мелочей и сделать интересным: демонстрация индивидуальных и коллективных достижений, рефлексия участников, подготовка ритуала красивого прощания, создание атмосферы эмоционального подъема, подведение итогов и результатов реализации программы лагеря.

Все более популярной формой отдыха становится детский туризм. Он предоставляет уникальную возможность глубже узнать природу и историю родного края, снять физическую усталость и психологическое напряжение. В течение лета юные туристы, воспитанники спортивных школ и туристических кружков снова уйдут в многодневные походы по маршрутам: «Дорогами войны», «Маршрутами скифов», «Затерянный мир», «Битва за Кавказ», «Кросс-поход», велопоход.

По итогам летней оздоровительной кампании очень важно получить обратную информацию от семьи ребенка, узнать позицию родителей относительно желаемого и реального летнего отдыха детей. Каждое учреждение разрабатывает свои методы отслеживания эффективности летней кампании, родители могут высказать свою позицию относительно успешности и полезности организации летнего отдыха, об обеспечении безопасности.

Так, пусть лето будет здоровым, интересным, насыщенным мероприятиями, а радужный мир детства наполняется новыми красками.

О. А. Саркисян,
специалист отдела анализа и поддержки воспитательного процесса
(861) 253-61-10