О семинаре, посвященном особым образовательным потребностям

Коллеги, предлагаем вам пресс-релиз семинара «Требования к адаптации программы дополнительного образования и специальных образовательных условий их реализации с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

В период с 5-7 ноября 2014 г. в Межшкольном эстетическом центре (МЭЦ) – Ассоциированной школе ЮНЕСКО г. Краснодара состоится научно-практический семинар «Требования к адаптации программы дополнительного образования и специальных образовательных условий их реализации с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». В нем примут участие педагогические и руководящие работники организаций дополнительного образования детей.

Место проведения семинара выбрано не случайно. Краснодарский МЭЦ – это уникальное инновационное образовательное учреждение России и настоящий Храм детского творчества с просторными и светлыми зеркальными залами, уютными гостиными, хореографическими, хоровыми, компьютерными классами, детским кафе, нотной библиотекой и фонотекой, студией звукозаписи. Здесь красоту и эстетику создают своими руками и дарованием сами учащиеся, их педагоги и родители. В МЭЦ обучается свыше двух тысяч детей от 3 до 17 лет из тридцати восьми школ города Краснодара, среди них дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. С ними работают 155 высококвалифицированных педагогов, среди которых заслуженные учителя России и Кубани, отличники народного образования, заслуженные работники культуры России и Кубани. Учащиеся МЭЦ занимаются на отделениях: музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства, театральное, «Полиглот» – отделение иностранных языков, «Элита» – отделение раннего интеллектуально-эмоционального развития детей. На всех перечисленных направлениях в МЭЦ проходят обучение и дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них обучение является бесплатным.

Каждая семья, принимающая решение о дополнительном образовании ребенка-инвалида в МЭЦ, понимает, что все трудности, усилия, которые приходится приложить для дополнительного образования «особого ребёнка», сторицей окупаются, когда ребенок, вырастая, становится культурной, многогранной личностью. Не столь важно, станет ли он профессиональным музыкантом или художником, или выберет другую профессию, важно, что его душа навсегда останется чуткой к прекрасному, он установит социальные связи со сверстниками, получит равные возможности в современном обществе для дальнейшего развития в различных направлениях искусства и творчества.

Но в настоящее время в обществе имеет место и предвзятое отношение к инклюзивному образованию, в том числе в организациях дополнительного образования. В ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы дополнительного образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии, для которых необходимы меньшие по наполняемости группы (от 6 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат учреждений дополнительного образования должен быть достаточно укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии, оптимальной реализации программ социально-психологического и медицинского сопровождения.

Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления – разработку адаптированной образовательной программы и в системе дополнительного образования. Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание Программы. Необходима разработка вариантов адаптации Программ дополнительного образования рассчитанных на детей с различными проблемами в здоровье.

Для решения этой проблемы возможна реализация дополнительного образования через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе. Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора.

Целью организуемого в МЭЦ семинара является повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей в вопросах внедрения дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательные учреждения дополнительного образования – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все регионы Российской Федерации. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к детей с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая и дополнительное образование.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов инвалидов означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных организаций дополнительного образования – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс дополнительного образования наряду со здоровыми детьми.

Поэтому при планируемом обсуждении требований к адаптации программ дополнительного образования и специальных образовательных условий их реализации с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов перед участниками ставиться следующие основные задачи:

1. Сформировать представления у педагогов и руководящих работников организаций дополнительного образования о специальных образовательных условиях обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования.
2. Сформировать у слушателей необходимый минимум компетенций по осуществлению инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования.
3. Познакомить слушателей с требованиями к адаптации программ дополнительного образования к образовательным потребностям детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
4. Ознакомить с опытом разработки индивидуальных дополнительных образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных информационно-коммуникационных технологий.

Для проведения семинара приглашены специалисты науки и практики по вопросам адаптации программ дополнительного образования и организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

1. Л.П. Кузма, к.псх.н., зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ККИДППО.
2. Е.Н. Азлецкая, к.псх.н., начальник научно-исследовательского отдела ГБОУ ККИДППО.
3. С.К. Рыженко к.псх.н, зав. кафедрой психологии ГБОУ ККИДППО.
4. Е.В. Журавлева, к.п.н., руководитель Центра дистанционного образования детей-инвалидов.

Тематика обсуждаемых на семинаре вопросов:
- развитие инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ как направление государственной политики в области дополнительного образования;
- необходимое материально-техническое и учебно-методическое обеспечение для адаптации дополнительных образовательных программ с ориентаций на запросы детей с ОВЗ;
- возможности современных информационно-компьютерных технологий в дополнительном образовании детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- психолого-педагогическое сопровождение реализации дополнительных образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- оптимальные варианты адаптации методик обучения и воспитания в зависимости от категории обучающихся детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, задержкой психического развития);
- программы дополнительного образования как ресурс коррекции, развития и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Одной из насущных проблем реализации дополнительных образовательных программ, отмечающихся запросам детей-инвалидов и детей с ОВЗ является недостаточная компетентность педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей в ряде вопросов работы с данной категорией обучающихся. Важна готовность педагога к реализации дополнительной образовательной программы, мотивация к осуществлению данной деятельности, его позиция в отборе содержания, методик, педагогических технологий, диагностики и оценки результативности образовательного процесса. В русле компетентностного подхода существенным являются, педагогические условия, которые реализуются через условия «профессиональной компетентности педагога». Поэтому подобные семинары всегда направлены на развитие некоторых профессионально важных для решения выше перечисленных задач компетенций их участников.

Во-первых, это компетенции в нормативно-правовых вопросах организации инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ.

Руководителю организации дополнительного образования детей важно знать основные международные и российские нормативно-правовые документы по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и находить необходимое нормативно-правовое обоснование решения конкретных проблем организации инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. На сегодняшний день инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Уже можно говорить, что переход к совместному обучению детей разных категорий в России имеет правовую основу. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессивных законодательных актах, практически отсутствует механизм реализации, претворения их в жизнь. Важной задачей является создание в образовательных учреждениях, в том числе дополнительного образования, условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Во-вторых, это компетенции в проектировании моделей инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования. Информационно-аналитическая деятельность руководителя и педагога организации дополнительного образования заключается в умении собирать, обрабатывать и анализировать информацию о внешних и внутренних факторах, обусловливающих выбор конкретной модели обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в умении меть собирать, обрабатывать информацию об оценке эффективности возможных решений и альтернатив, в умении предоставлять (презентовать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В настоящее время данная деятельность невозможна без исследования проблемы, ведь она носит инновационный характер.

Педагогические компетенции в исследовательской деятельности заключаются в способности педагога дополнительного образования анализировать условия и особенности функционирования образовательной организации с точки зрения потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ; выявлять проблемы в организации образовательного процесса дополнительного образования и комплексного сопровождения, противоречия в нормативно-правовой базе; сравнивать действующие модели инклюзии, интеграции, выбирать из них наиболее оптимальные для различных категорий учащихся и образовательного учреждения; определять приоритетные направления в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и рисков, выделению аргументов и оснований, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.

Компетенции в проектировочной деятельности заключаются во владении технологией проектирования индивидуальной дополнительной образовательной программы учащегося с ОВЗ, в умении выявлять ресурсы для развития инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ, проектировать различные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Компетенции в диагностической деятельности предполагают знание клинических и психологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, задержкой психического развития), наличие хотя бы минимальных представлений о современных подходах к осуществлению комплексного (медико-психолого-педагогического) обследования, методиках психологической диагностики, уметь использовать методики педагогической диагностики и вести динамическое наблюдение за развитием детей с ОВЗ.

Компетенции в педагогической деятельности означают прежде всего знание принципов специального образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На основе этого строиться умение адаптировать программы дополнительного образования к подробностям детей данной категории, программно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для каждой категории детей с ОВЗ. Педагогу дополнительного образования необходимо знать и уметь использовать основные технологии и методы обучения различных категорий детей с ОВЗ, видеть возможности и особенности обучаемости детей с ОВЗ, уметь разрабатывать индивидуальные учебные планы детей с ОВЗ, уметь общаться и выстраивать взаимодействие в решении педагогических задач с родителями детей с ОВЗ, анализировать и проектировать межличностные, групповые и межгрупповые коммуникации.

ИКТ компетентность в первую очередь необходима педагогу, при организации дистанционного дополнительного образования детей-инвалидов. Для этого необходимы не только навыки работы в глобальной сети Интернет и работы с электронными документами, но и умение создавать цифровые образовательные ресурсы, умение использовать интерактивное оборудование и специальное программное обеспечение.

Личностные компетенции педагога дополнительного образования, работающего с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ, являются, наверное, самыми важными. Педагог, готовый к данной работе, будет стремиться к раскрытию потенциала возможностей каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с принципом педагогического оптимизма, проявлять терпение и целеустремленность. Он будет понимать необходимость повышения своих профессиональных компетенций и постоянного совершенствования своей профессиональной деятельности. При решении различных педагогических ситуаций находиться в партнерской позиции по отношению к другим педагогам и родителям детей с ОВЗ.

В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а любая образовательная организация, в том числе дополнительного образования, создана для детей, то есть она должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила организация.

В. Г. Маркарьян,
главный специалист ОРО
(8612) 259-21-79