Модернизация географического образования в рамках ФГОС

В соответствии с планом работы Краснодарского научно-методического центра 25 августа 2014 года на базе СОШ № 35 был проведён семинар-совещание учителей географии «Преподавание географии в условиях введения Федеральных стандартов второго поколения. Модернизация образования: Итоги, пути решения».

Августовское совещание учителей географии города Краснодара всегда считается первым и самым главным мероприятием для педагогов, потому что даёт рекомендации, на которые наши учителя ориентируются в течение года. Поэтому на семинар-совещание педагоги стараются обязательно прийти.

90 учителей географии из 70 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, 6 негосударственных образовательных организаций (РПШ, ИСТЭк, ФК «Краснодар», «Новатор», «Альтернатива», ШИ им. В.Г. Захарченко) приняли участие в работе семинара. К большому сожалению, в течение последних 2-х лет августовские совещания игнорируют некоторые коллеги из СОШ № 10, 11, 29, 67, 85.

В программу семинара-совещания были включены актуальные темы, связанные с модернизацией системы общего образования в условиях введения ФГОС, новыми учебно-методическими комплексами, с профессиональным стандартом педагога, с аттестацией педагогических работников, а также отчёты тьюторов по итоговой аттестации, руководителя методического объединения географов города Краснодара.

Выступление по теме «Модернизация системы общего образования: Россия — Краснодарский край — Краснодар», Н. М. Овсянникова начала со слов Президента РФ В. В. Путина: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитываю личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

Роль образования очень велика, потому что является фундаментом в самоопределении граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остаётся важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. Это сообщество говорит на одном языке — языке науки, знания, воспитания. Это общество скрепляет нашу страну. Поэтому 2015 год в России будет провозглашён Годом литературы».

Во всём цивилизованном мире у каждой профессии есть свой стандарт. Теперь и в РФ утверждён и начнёт работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — это результат трёхстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере.

Во-первых, профессиональный стандарт чётко устанавливает те функции, которые обязаны выполнять работники, и требования к его квалификации. Во-вторых, он становится новой базой для формирования системы аттестации, сертификации персонала и оплаты труда. В-третьих, профессиональный стандарт тесно связан с ФГОС.

Важной проблемой школьной географии остаётся выбор учебно-методических комплексов. Особенно актуальным этот вопрос становится в контексте более широкого введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Об учебно-методическом комплексе, разработанном авторским коллективом Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» учителям географии рассказал начальник отдела развития образования Алексей Александрович Оробец.

Результаты государственной итоговой аттестации по географии краснодарских школьников представили муниципальные тьюторы:
— Галина Валериевна Стеликова (гимназия № 69, КВО);
— Елена Валерьевна Мещерякова (СОШ № 89 ЗВО);
— Марина Анатольевна Благинина (СОШ № 100, ПВО);
— Оксана Григорьевна Катюжанская (СОШ № 2, ЦВО).

Тьюторы поблагодарили всех учителей города, подготовивших учеников, успешно сдавших ЕГЭ. К сожалению, есть ещё недостатки — неудовлетворительные оценки. Их немного, всего две (в прошлом году было шесть!), но они есть.

Руководитель экспертной группы по аттестации педагогических работников Марина Ивановна Третьякова (СОШ № 73), рассказала о новых формах аттестации, в том числе, и учителей географии. Она обратила внимание на то, что будут изменения в критериях первой и высшей категорий, назвала некоторые ошибки, часто встречающиеся у аттестующихся, посоветовала им быть активнее, участвовать в профессиональных конкурсах, научно-практических и методических конференциях.

Надежда Борисовна Лысенко (гимназия № 23), руководитель методического объединения учителей географии города Краснодара, является также руководителем экспертной группы по аттестации учителей географии. Поэтому поделилась рекомендациями с теми, кто готовится к аттестации. Надежда Борисовна предложила продолжить работу по аудиту портфолио для того, чтобы помочь учителям в сборе информации для аттестации.

Как руководитель методического объединения учителей географии города Краснодара, Н. Б. Лысенко представила отчёт за 2013/2014 год, в котором были разные направления: проектная деятельность, работа с одарёнными детьми, школа молодого учителя, конференции, семинары, вебинары, конкурсы, консультации в помощь подготовки к государственной итоговой аттестации, участие в работе КРОРГО, выездные методические экскурсии.

Это замечательно, что географы всегда находят время на то, чтобы не только помочь своим коллегам, но и самим быть в центре современных событий. Многим учителям географии были вручены благодарности и сертификаты за участие в различных конкурсах, совещаниях, педагогическом марафоне.

И так, совещание географов подошло к концу.

«Учителя потихоньку расходились, но делать этого, не поделившись последними новостями, не хотелось... Спрашивали, уточняли, благодарили, беспокоились... Я думаю, что сегодняшняя встреча никого не оставила равнодушным! Огромное спасибо организаторам мероприятия за грамотную и полезную встречу!» (Л. П. Казанцева, гимназия № 18).

Н. М. Овсянникова,
ведущий специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79