Долгожданная встреча и новые проблемы

И снова август... Солнышко ещё печет по-летнему. Скоро начнется новый учебный год. Чего ждет учитель русского языка и литературы, к каким ещё испытаниям готовится?

Первое то, что 2015 год объявлен Годом литературы, а, значит, в течение года пройдут конкурсы, фестивали, конференции. Второе — в дополнение к формату ЕГЭ по русскому языку введено сочинение. Его будут сдавать все выпускники досрочно, начиная с декабря месяца. Оцениваться оно будет очень просто: зачет — незачет. Казалось бы, стоит ли волноваться...

Сочинение, как вид практической работы, входило и входит в программу по русскому языку и литературе. Однако содержательный объем классных и домашних сочинений уменьшился, они стали больше напоминать мини-сочинения, по структуре схожие с частью С ЕГЭ. Да и новый формат сочинения не определен: пока нет критериальной базы. Но самое, пожалуй, главное — дети читают мало, а в программах по литературе с 5 по 8 классы выделено всего по 2 часа на изучение данного предмета. К этим изменениям добавилось и сокращение части А в формате ЕГЭ по русскому языку...

Озадачили, так озадачили учителей русского языка... Можно много говорить и обсуждать предстоящие перемены, но каждый понимает, что надо работать и приложить максимум усилий, профессионального мастерства, чтобы за столь короткий срок научить учащихся создавать свободное высказывание, скорее на общественно-политическую, социальную, нравственную темы, нежели на литературную, и получить хороший результат. И как приятно видеть спокойные взгляды учителей города Краснодара, уверенных в том, что мы справимся и с этой задачей.

Проблемы, поднятые на семинаре-совещании учителей русского языка и литературы, состоявшемся 25 августа в светлом уютном зале СОШ № 24, в комфортной обстановке, не испугали педагогов, а подвигли на открытый серьезный разговор о предстоящих изменениях.

В выступлении заведующей кафедрой современного русского языка КубГУ, доктора филологических наук, профессора Лидии Алексеевны Исаевой прозвучала положительная оценка работы филологов города по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку, особенно к части С. Она подчеркнула, что добиться таких высоких результатов можно лишь при системном подходе, при умении видеть каждого ребёнка и каждому оказать необходимую помощь.

Отметив, что сочинения выпускников стали грамотными, логично выстроенными, структурно выдержанными, Лидия Алексеевна обратила внимание на то, что работы все очень похожи и статичны. В них не просматривается индивидуальность выпускника. (Вот, наверно, почему нужна другая форма сочинения.) Впервые выпускники использовали в качестве аргументов произведения неизвестных авторов, взятых в Интернете. Следовательно, учителю необходимо заходить в социальные сети, чтобы изучать читательские интересы ребят и учить ориентироваться в потоке всевозможной информации.

Созвучные мысли изложены в Профессиональном стандарте педагога, о котором продолжила разговор Н. П. Олофинская, заместитель директора КНМЦ. Да, учитель должен стать универсалом, свободно владеть информационно-коммуникационными и другими технологиями, должен не только обучать, воспитывать, но и развивать учащихся, выстраивать индивидуальные траектории. Новые требования не только расширяют возможности учителя, но и возлагают большую ответственность на него. А это качество уже выработано у учителей русского языка города Краснодара. Подтверждением тому являются результаты ЕГЭ: в течение шести лет средний балл по русскому языку постоянно растет, количество выпускников, не преодолевших порог успешности, уменьшается (в 2014 — 1 выпускник). Краснодар занимает лидирующие позиции в краевом рейтинге по данному предмету.

Добиваться высоких результатов учителю помогает учебник и учебно-методический комплект, роль которого неоценима в организации обучения. Об этом говорила методист издательства «Академия» И. В. Белова, предложив видеофильм-встречу с автором учебника по литературе И. Н. Сухих.

Но самое, пожалуй, главное для учителя в его профессиональной деятельности — это умение учиться самому, быть постоянным примером для ребят, открытым для педагогического сообщества, активным участником конкурсов, конференций, фестивалей. Обобщать свой опыт на сайтах, в блоге, в педагогических изданиях.

К таковым относится учитель русского языка и литературы гимназии № 23 А. И. Бойко — победитель муниципального конкурса «Учитель года города Краснодара — 2013», победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок — 2012», регионального этапа конкурса «Лучший урок письма» (2014), V Международного слета учителей в городе Сочи (2014). Она с воодушевлением рассказала о том, что дают конкурсы для учителя. Прежде всего — саморазвитие, творческую удовлетворенность, общение с разными людьми, накопление и передачу опыта и, конечно, результат.

Учителей-профессионалов в нашем городе немало, поэтому проблемы, которые возникли перед ними в этом учебном году, будут решены. Успех приходит к тому, кто работает, не боится экспериментировать, внедрять новое и верит в результат.

Н. П. Олофинская,
заместитель директора
(861) 255-93-23