Учёба финалистов конкурса

Главный конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Российской Федерации проводится с 1998 года. Конкурс выполняет важную функцию выявления и поддержки талантливых педагогов, дает возможность обменяться интересным педагогическим опытом, поделиться новыми идеями по обновлению содержания в практике воспитания и дополнительного образования.

Высокий профессионализм, талант, любовь и внимание к детям, педагогический такт позволяют приобщить детей к различным творческим направлениям, оказывают неоценимое воздействие на формирование гармонически развитой, интеллектуально богатой личности. Занятия в учреждениях дополнительного образования детей для большинства выпускников являются первой ступенькой к успеху.

В этом году в заочном туре муниципального этапа краевого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» приняло участие 24 педагога из 12 учреждений дополнительного образования детей. По итогам экспертизы материалов конкурсантов сформировался состав участников второго тура (финала).

9 сентября специалистами отдела анализа и поддержки воспитательного процесса и педагогами Центра детского творчества «Содружество» на базе Малой академии был проведён семинар-практикум «Активизация творческого потенциала педагога — условие успешности участия в конкурсе». В нем приняли участие все участники конкурса, заместители директоров и методисты учреждений, принимающих участие в конкурсе, педагоги Центра детского творчества «Содружество».

Цели семинара-практикума:
1. Содействие повышению профессиональной компетентности педагогов, самореализации их профессиональных способностей.
2. Распространение лучшего педагогического опыта.
3. Эмоциональная и психологическая подготовка конкурсантов к участию в финале.
4. Формирование имиджа педагога дополнительного образования, отвечающего запросам современной жизни.

В блоке «Творческая мозаика. Победитель конкурса. Какой он...?» был использован методический приём «Незаконченное предложение». В ходе диалога пришли к выводу, что многое в жизни педагогов изменяется, но неизменными остаются такие качества как оптимизм, профессионализм, эрудированность, успешность, трудолюбие, положительные эмоции. Современный педагог — это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам.

Конкурсанты познакомились с успехами и достижениями системы дополнительного образования нашего города в 2013-2014 учебном году, новыми направлениями работы. Интересный материал был представлен о Межшкольном эстетическом центре — федеральной стажировочной площадке по теме «Развитие техносферы в дополнительном образовании». В середине августа МЭЦ провел две интернет-конференции, на которых поделился опытом повышения квалификации педагогов. 36 регионов России включились в онлайн общение с педагогами центра, посмотрели в прямом эфире, как практически применяются новейшие технические средства для обучения детей. Центр успешно развивается в новом, уникальном направлении — слиянии искусства и техники. Здесь помогают учащимся профессионально разбираться в современных технологиях, использовать технологические новинки в решении творческих задач. Успешно работают новые творческие объединения: «Фотомонтаж», «Электромузыкальные технологии», «Звукозаписывающая студия», «Синтезатор».

Участники семинара с воодушевлением посмотрели фотохронику очного этапа муниципального конкурса «Сердце отдаю детям»-2012 и торжественную церемонию награждения победителей.

В следующем блоке работы «Психологический настрой» Наталья Николаевна Дмитренко, педагог-психолог Центра детского творчества «Содружество», провела упражнения на снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога. Данная форма работы оказалась очень востребована: участники познакомились друг с другом, научились навыкам публичного выступления, получили практические советы о том, как побороть волнение, как быть интересными для слушателей.

С большим вниманием участники восприняли методический анонс «Знакомимся с конкурсными заданиями». Конкурс включает в себя 4 конкурсных задания: самопрезентацию участников «Во всём мне хочется дойти до самой сути»; представление образовательной программы; проведение открытого занятия «Моя педакадемия», импровизированный конкурс.

Востребованными стали выступления членов жюри краевых конкурсов Людмилы Александровны Лохониной, заведующей отделом Детско-юношеского центра, и Галины Викторовна Лычёвой, заведующей отделом Детской школы искусств «Овация». Были даны рекомендации по подготовке самопрезентации, представлению образовательной программы. Центральная часть конкурса — проведение открытого занятия, требует большого напряжения, так как иллюстрирует реализацию на практике заявленной участником образовательной программы. Эксперты муниципального заочного этапа конкурса Лариса Анатольевна Семёнова, методист Детской школы искусств «Юбилейная», Ирина Николаевна Герасименко, заместитель директора Центра детского творчества «Содружество», Луиза Аскеровна Кушу, заместитель директора Детско-юношеской спортивной школы № 4, проанализировали поданные на конкурс материалы, рассказали о типичных ошибках и замечаниях.

Мастер-классы представили участники конкурсов предыдущих лет. Наталья Анатольевна Гаврик, педагог дополнительного образования дома детского творчества «Созвездие», показала свою самопрезентацию. Павел Вячеславович Савостин, участник краевого конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Художественная» рассказал о том, как подготовить открытое занятие, какие выбрать формы подачи материала, как эмоционально воздействовать на детей. В конце занятия он показал видеофильм об участии народного самодеятельного коллектива ансамбля бального танца «Мечта» им. Л. В. Арабаджиевой в чемпионате России. Это свидетельствует о высокой результативности реализации программы и показывает воспитанникам конечную цель их обучения в этом объединении.

Педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра Елена Васильевна Кулагина поделилась опытом защиты образовательной программы, которая обеспечена методическими и дидактическими материалами: электронными презентациями к каждому занятию, материалами для закрепления изученных тем, практическими заданиями, проверочными электронными тестами. Предусмотрены игровые методы и формы обучения в связи с возрастными особенностями воспитанников.

В ходе проведения мастер-классов все конкурсанты имели возможность задать вопросы, получить консультации.

Завершилась работа семинара-практикума уроком сценического мастерства, проведённого Александром Сергеевичем Куриленко, педагогом дополнительного образования Центра детского творчества «Содружество». Участники овладели упражнениями на дыхание, разминку речевого аппарата, владения силой и тембром голоса, а также навыкам свободного движения на сцене.

После завершения семинара-практикума его участники в итогах дня отметили необходимость и своевременность данной встречи, её высокий уровень проведения и благодарность мастерам.

В этом году очный этап пройдет на базах двух учреждений дополнительного образования.

Пожелаем финалистам удачи, творчества, победы!

Т. В. Рябошапко,
ведущий специалист отдела анализа и поддержки воспитательного процесса
(861) 253-61-10