Реализация пилотных проектов по апробации ФГОС начального общего образования

В соответствии с планом августовских мероприятий департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар 25 августа 2014 года на базе гимназии № 23 был проведён круглый стол «Реализация пилотных проектов по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

В работе круглого стола приняли участие заместители руководителей образовательных организаций, представители образовательных организаций, имеющих статус пилотных и муниципальных инновационных площадок. Программа круглого стола включала три основных блока: «Инновационное развитие образовательных организаций и ФГОС», «Апробация ФГОС НОО: результаты, эффекты, продукты», «Апробация завершена, что дальше? Актуальные направления реализации ФГОС».

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель директора Краснодарского научно-методического центра Иосиф Мусаевич Гамзаев. В своём выступление Иосиф Мусаевич отметил, что Федеральный государственный образовательный стандарт внёс значительные изменения не только в жизнь образовательных организаций, но и в работу педагогов. Затем выступил начальник отдела развития образования Алексей Александрович Оробец. Он поздравил коллег с началом учебного года и конкурса инновационных проектов. Алексей Александрович обратил внимание собравшихся на ключевые показатели качества реализации инновационных проектов — результативность, эффективность, разработку инновационных продуктов.

В рамках первого блока обсуждались вопросы организации апробации ФГОС НОО, эффективность работы пилотных общеобразовательных организаций на муниципальном уровне, результаты мониторинга универсальных учебных действий учащихся начальных классов. С сообщениями выступили: Вадим Георгиевич Маркарьян, главный специалист Краснодарского научно-методического центра («Реализация пилотных проектов по апробации ФГОС в контексте конкурса инновационных проектов») и Галина Ивановна Петриченко, главный специалист Краснодарского научно-методического центра («Итоги реализации пилотного проекта по апробации ФГОС НОО»). Галина Ивановна подробно осветила результаты инновационной деятельности пилотных образовательных организаций и мониторинг ФГОС, а также обратила внимание на новое, главное, умение, появившееся у педагогов занятых внедрением ФГОС — умение сотрудничать в решении сложных проблем. Ею же была сформулирована одна из задач, стоящих сегодня перед педагогами — сохранить успешного ученика в основной школе.

Во втором блоке состоялась презентация отчётов пилотных общеобразовательных организаций по введению ФГОС НОО. Ключевыми для обсуждения стали вопросы: «Что такое „фгосовский“ урок в начальной школе?», «Как наиболее эффективно организовать внеурочную деятельность?», «Как оценить планируемые результаты?». Отчёты пилотных площадок представили заместители директоров по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений учителей начальных классов.

Ольга Анатольевна Медведева, заместитель директора по УВР гимназии № 25, лейтмотивом своего выступления сделала рассказ о диагностическом анализе «фгосовских» уроков. Ирина Григорьевна Малашенко, заместитель директора по УВР СОШ № 42, рассказала о проектной и внеурочной деятельности педагогов и учащихся. Светлана Николаевна Батышкина, заместитель директора по УВР гимназии № 44, отметила, что «...основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок и от его качества в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта».

Марина Николаевна Стринжа, заместитель директора по УВР СОШ № 52, представила коллегам разработанную в школе новую образовательную программу начального общего образования. Галина Викторовна Мельникова, руководитель методического объединения учителей начальных классов гимназии № 82, в своём выступлении уделила внимание практической реализации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Светлана Ивановна Добренко, заместитель директора по УВР гимназии № 87, описала этапы уроков в технологии деятельностного метода: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; актуализация и пробное учебное действие; выявление места и причины затруднения; целеполагание и построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; первичное закрепление с комментированием во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в систему знаний и повторение; рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Марина Александровна Лебедь, учитель начальных классов лицея № 90, подробно остановилась на описание собственного опыта работы по внедрению ФГОС в начальных классах. Татьяна Геннадьевна Пономарёва, заместитель директора по УВР гимназии № 92, познакомила коллег с подготовленной в гимназии системой оценки качества знаний и оценочными листами выпускника 4 класса для проведения индивидуального отбора при приёме в пятые гимназические классы для получения основного общего образования.

Все сообщения вызвали закономерный интерес у собравшихся на круглый стол специалистов в области начального образования, администраторов и экспертов.

В третьем блоке участникам круглого стола было предложено поделиться впечатлениями от презентации опыта работы пилотных площадок, обсудить актуальные проблемы внедрения ФГОС НОО, определить наиболее важные задачи на ближайшее будущее. Наиболее активное участие в обсуждении приняли Светлана Борисовна Емцева, заместитель директора гимназии № 33, Марина Никитична Кошелева, учитель начальных классов СОШ № 20 и Марина Александровна Лебедь, учитель начальных классов лицея № 90.

В своем выступлении Светлана Борисовна Емцева заметила: «Мне было очень интересно выслушать коллег. Мы не можем сегодня работать по старому. Школа и учителя ждут „нового ученика“. В среднем звене и старшей школе нужно уметь учиться по новому. Нам нужны новые системы оценки знаний и метапредметные умения учащихся». Обобщая выступления с мест Мария Никитична Кошелева сделала вывод — «Главный признак фгосовского урока: ученика много, а учителя мало!».

Своё мнение высказали и члены экспертного совета XIII конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования город Краснодар. В частности, Иосиф Мусаевич Гамзаев обратил внимание на процессы, которые сегодня происходят в системе образования. Изменилось всё — и ученики, и их родители, и учителя, и материальная база образовательных организаций. Но на этих позитивных изменениях нельзя останавливаться, так как не до конца решены вопросы с педагогическими кадрами и материальными ресурсами школ (не всегда хватает классов и других помещений) на повестке дня осталась проблема организации питания. А Галина Сергеевна Садовская оценивая выступления, организовала рефлексию и подняла ряд важных вопросов: какое влияние на ребёнка оказывает активная внеурочная деятельность, как идёт распространение наработанного позитивного опыта внедрения ФГОС, есть ли преемственность во внедрении стандарта при переходе ученика из одной ступени образования в другую?

После завершения третьего блока круглого стола наступило время подведения итогов и информационных сообщений. Начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра Алексей Александрович Оробец проинформировал присутствующих о плане мероприятий XIII конкурса инновационных проектов и о мероприятиях, планируемых отделом развития образования на 2014/15 учебный год. Заместитель директора по НМР Краснодарского педагогического колледжа Галина Сергеевна Садовская рассказала о работе по подготовке будущих педагогов и пригласила общеобразовательные организации к сотрудничеству.

В работе круглого стола приняли участие 78 педагогических и руководящих работников из 60 муниципальных и государственных организаций. К сожалению, не приняли участие в круглом столе представители 33 общеобразовательных организаций. Приведем мнение ряда участников круглого стола: «Мероприятие проведено на высоком уровне. Продумана работа экспертного совета: интересные вопросы, заинтересованность в происходящем, доброжелательный настрой. Приятно, что выступающих представляют члены экспертного совета. От года к году конкурс организовывается лучше» — М. Н. Захарова; «Цель встречи достигнута, опыт пилотных площадок представлен в полной мере, раскрыты особенности фгосовского урока, системы оценки и внеурочной деятельности» — Н. В. Романова; «Мероприятие полезно, особенно в преддверии начала учебного года. Используя увиденное и услышанное внесу коррективы в свою работу и в планы на учебный год, спасибо!» — Д. В. Шалунова.

Участники круглого стола отметили значимость обсуждаемых вопросов; необходимость обмена опытом; наличие в представленных отчётах новых подходов к внедрению ФГОС НОО; актуальность используемых пилотными площадками форм и методов организации внеурочной деятельности, систем оценивания и возможность их применения в практике других образовательных организаций; высокий уровень организации и нестандартный формат круглого стола, обеспечивший его результативность. Позитивно оценена работа экспертного совета: заинтересованность, доброжелательный настрой.

В итоге участниками мероприятия были внесены предложения по разработке методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС, обобщения и распространения результативного опыта, продолжения работы творческой лаборатории ФГОС.

Алексей Александрович Оробец,
начальник отдела развития образования,
Вадим Георгиевич Маркарьян,
главный специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79