Возрождение системы ГТО

В марте 2013 г. В. В. Путин на совещании по развитию системы физического воспитания произнес: «Думаю, что вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых лет, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО, его нормативы сдавали люди разных возрастов, это был реально работающий механизм. В значительной степени он затерся, но он работал. Эту систему нужно возродить…». Глава государства уверен, что возрождение этой системы в новом современном формате может принести большую пользу. Наш президент считает, что оценка уровня физической подготовки школьника, сдавшего нормативы по этому комплексу, должна быть отражена в документе об образовании и учитываться при поступлении в вузы (что возможно вызовет споры в обществе).

Сегодня аббревиатуру «ГТО» может расшифровать далеко не каждый школьник. В СССР существовал всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», составлявший основу государственной системы физического воспитания. Он был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности, к защите Родины. Система ГТО действовала в СССР на протяжении 60 лет, начиная с 1931 года. В своей последней редакции, принятой в 1972 году Советом Министров, комплекс охватывал граждан Советского Союза пяти возрастных групп: I ступень («Смелые и ловкие») – 10-13 лет, II ступень («Спортивная смена») – 14-15 лет, III ступень («Сила и мужество») – 16-18 лет, IV ступень («Физическое совершенство») – мужчины 19-39 лет, женщины 19-34 лет, V ступень («Бодрость и здоровье») – мужчины 40-60 лет, женщины 35-55 лет.

По решению президента России комплекс ГТО возродился. Правительство РФ рассмотрело государственную программу «Развитие физической культуры и спорта», рассчитанную до 2020 года. Непосредственно перед подписанием этой программы Владимир Путин поручил Минспорту и Минобрнауки предметно заняться вопросом воссоздания в новом формате комплекса нормативов ГТО. Министр спорта России Виталий Мутко пообещал, что будет это сделано «красиво и заинтересованно, а не формально».

Широкий общественный резонанс вызвало предложение Владимира Путина о том, что результаты сдачи норм ГТО, будут вноситься в аттестат, и учитываться при поступлении школьников в вузы. Ведь в советские времена сдача нормативов никак не влияла на дальнейшие перспективы школьников. А сегодня в нашей стране много детей, которые освобождены от уроков физкультуры и физических нагрузок по состоянию здоровья. И таких детей становится всё больше. Многие педагоги, общественные деятели считают, что это предложение нуждается в доработке. Они предполагают, что результаты ГТО будут учитываться только при поступлении в институты физкультуры, а другие учебные заведения выработают свои – иные критерии.

Директор московской школы № 315 Любовь Понтак, которая в целом поддерживает возвращение ГТО, отмечает в интервью Русской службе ВВС, что у детей, которые больны и не способны сдать нормы в полном объеме, не должно быть меньше возможностей для поступления (иначе как может идти речь об инклюзии образования). «Это перебор. Очень много детей-аллергиков, детей, у которых появились такие заболевания, как астма и сахарный диабет. Это те, кто по обычным нормам не может заниматься физкультурой, они занимаются по облегченной программе (входят в особую группу здоровья). Для них должны быть какие-то другие нормы разработаны». Она считает, что успешное выполнение норм можно рассматривать лишь как дополнительный плюс при поступлении.

Профессор института развития образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, человек, признанный студентами лучшим преподавателем НИУ ВШЭ в 2012, 2013 и 2014 годах, Анатолий Каспржак, который на протяжении 15 лет был директором 388 гимназии-лаборатории в Москве, считает, что в России подобные преференции могут привести к появлению новых коррупционных механизмов. «Западная практика показывает, что спортивно одаренным людям надо давать какие-то бонусы при поступлении, но я очень боюсь, что в российской действительности эти самые значки ГТО или удостоверения превратятся в некоторый довесок, который можно будет покупать, о котором можно будет договариваться», – делится своим мнением Каспржак в интервью Русской службе ВВС.

Писатель Михаил Веллер в интервью радиостанции «Эхо Москвы» поделился мнением по поводу возврата норм ГТО. Веллер считает, что это благое начинание обернется не тем, что планируется. «… без системы всеобщей военной подготовки, без системы всеобщих бесплатных детских спортивных школ и спортивных секций, где тренеры получают нормальную зарплату из государственного бюджета, а для детей (вернее, их родителей) всё это совершенно бесплатно, вот без этого всего введение ГТО – это мне напоминает фотографию отражения руки в полированном столе, где на руке шикарные такие часы. А на самой руке часов нет… То есть мы, конечно, нормы ГТО введем и хуже от этого не будет, но никакого ГТО от этого, к сожалению, в общем и целом, не будет, потому что ГТО – это только отражение физической и моральной подготовки. Где у нас будет физическая и моральная подготовка? Что касается физической, то нужно восстанавливать всю систему физвоспитания, которая была при советской власти несравненно большая, чем сейчас».

Среди тех, кто высказывался против возвращения ГТО, была и олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Госдумы Светлана Журова, по мнению которой, – «…нормы ГТО в последние годы своего существования были полной профанацией. Все это уже было и быльем поросло». Она уверена, что необходимо создание равных для всех школ условий, а обеспеченность спортивными сооружениями сельских и городских школ заметно отличается. Её точку зрения разделяют и некоторые пользователи сети Интернет (орфография автора): «Меня в школе заставляли кидать гранату – именно заставляли, а не учили, заставляли как-то там подтягиваться, а если кто и не подтягивался – всё это с успехом прокатывало и так. Весной, тех, кто по какой-либо причине не успел сдать /не сдать (это было не важно), не успел принять участие в сдаче норм ГТО по лыжам, гоняли как «цуциков» по лужам на этих самых лыжах. Всем было понятно, что главное не сдача норм, а обязательность участия в процедуре сдачи. Нормы ГТО были. А ГТО не было. Думаю, что и сейчас то же самое будет».

Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий считает, что система ГТО, которую предложил возродить глава государства, должна быть с интеллектуальным уклоном. «В ГТО можно и интеллектуальные соревнования придумать, какие-то ориентиры, поиски, связанные с решением модульных задач. Надо сделать так, чтобы ГТО способствовал дальнейшей траектории развития студента, а не так: пробежал стометровку – будешь математиком», – сказал на встрече с журналистами РИА Новости В. Садовничий.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сказал, что не исключает введения аналогов норм ГТО в тех ведомствах, которые он курирует, сообщил, что будут поощряться занятия спортом в свободное от работы время, а в выходные дни – соревнования. Рагозин отметил, что, специалисты, которые занимаются сложными и ответственными вопросами, не должны быть физически ущербными людьми. «Это действительно очень хорошее дело. В здоровом теле – здоровый дух, а дух нам здоровый нужен для того, чтобы справиться с поручениями и указами президента по реализации государственной программы вооружений, поэтому ГТО и ГПВ (государственная программ вооружений) – вещи абсолютно совместимые», – заявил вице-премьер.

В апреле того же года в двенадцати областях России началось тестирование нового комплекса под старым названием «Готов к труду и обороне». С 1 сентября 2014 г. обновленный физкультурно-спортивный комплекс ГТО официально вводится в действие. Он предусматривает одиннадцать возрастных групп – с 6 до 70 лет – и три уровня сложности с золотым, серебряным и бронзовым знаками отличия, то есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий. Многие помнят, что в СССР было два вида значков — золотой и серебряный. Возможно, что появление бронзового значка в России сделает воссоздаваемый комплекс ещё более схожим с олимпийскими играми. По задумке кабинета министров комплекс ГТО будет внедряться в три этапа. На первом этапе (2014-2015 гг.) он охватит образовательные учреждения двенадцати регионов, в 2016 году будет распространен на образовательные организации всей страны, а с 2017 года сдавать эти нормы будут и остальные россияне. Ожидается, что к 2020 году количество выполнивших требования ГТО составит не менее 20 % от общего числа занимающихся физкультурой.

Но это планы на будущее. А в настоящем Министерство образования и науки Краснодарского края совместно с Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального образования в рамках августовского совещания педагогических работников на базе МБОУ СОШ № 51 провело дискуссионную площадку – круглый стол «ГТО – в школы Кубани!» В её работе приняли участие руководители муниципальных методических объединений учителей физической культуры, специалисты управлений образований муниципальных образований Кубани, курирующие спортивно-оздоровительное направление, члены Совета по физической культуре и спорту Краснодарского края. Школа № 51 города Краснодара – школа спортивная. Учителя и ученики сами придумали девиз: «Лидеры в спорте, лидеры в жизни, верно мы служим Кубани, Отчизне!». Рядом со спортивным залом располагаются тематические спортивные стенды. Внимание привлекают слова на одном из них: «Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10 % зависит от качества медицинского обслуживания, на 20 % определяется наследственностью, на 20 % – состоянием окружающей среды и на 50 % оно определяется образом жизни. Здоровье – один из основных компонентов, определяющих качество жизни. Разговор о здоровом образе жизни стар как мир. Ещё Гиппократ и Авиценна, Пастер и Мечников и десятки других целителей говорили о единстве здоровья тела и духа, гармоничном развитии человека».

Радует, что для круглого стола «ГТО – в школы Кубани!» была выбрана форма дискуссионной площадки. Нам всем нужна именно полноценная дискуссия по этому вопросу! Потому что никогда не получится сделать значительным суть чего-нибудь принудительным внедрением. Любая теория введения преобразований предполагает природное сопротивление человека новшествам. Что происходит, если нововведения спускаются как узаконенный факт? Любой грамотный человек понимает, что методология разработки любых проектов обязывает разработчиков включать в программу исследование рисков и проектирование их минимизации. Но очень часто, что скрывать, о рисках, о каких-то деструктивных элементах предпочитают не сообщать. Или уверены, что «низы» не разберутся, или не хочется снижать рейтинг своих предложений. Причины могут быть различными, но именно этим и определяется противостояние. Ведь и методист, и школьный администратор, и учитель в момент анализа обнаруживают те же проблемы, которые видели и авторы проекта. Потенциальные партнеры становятся критиками, появляется противостояние. Две стороны перестают слышать друг друга. И вот уже на первое место выходит отрицание, а не совершенствование предмета обсуждения. Если человек приходит к мысли, что его не хотят слушать, что от него ничего не зависит, он начинает отвергать всё! И создается ситуация, когда авторы реформ проигрывают. Усиливается противоборство, прекращается диалог. Человеку можно приказать, и он будет исправно выполнять, но какова будет … эффективность его исполнения? Безусловно, все мы понимаем, что на сегодняшний день здоровье – приоритетное направление государственной политики. Именно об этом говорили в своих выступлениях профессор ФОТ ГБОУ ВПО КГУФКСТ В. И. Осик и заведующая КЗТиЭО ГБОУ Краснодарского края ККИДППО В. А. Гуляева. Руководитель ГБУ КК «ЦРФКССО» К. Б. Демчук познакомил участников круглого стола со списком «субъектов Российской Федерации, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса». Участникам круглого стола был продемонстрирован опыт работы общеобразовательных учреждений по здоровьесбережению. Было предложено сравнить виды упражнений / испытаний, которые входили в комплекс ГТО, с теми, которые планируется ввести с 1 сентября этого учебного года. В практической части мероприятия участники круглого стола могли сами обнаружить отличия.

Из тех видов, которые решено сохранить, следует выделить подтягивание, отжимание, прыжки в длину с разбега или с места толчком двумя ногами, бег на лыжах или кросс по пересеченной местности (для бесснежных районов), а также туристский поход на 5-15 км с проверкой туристских навыков, включая ориентирование на местности по карте и компасу, разжигание костра и способы преодоления препятствий.

Не будет в новой версии, к примеру, толкания ядра и метания учебной гранаты (специалисты говорят, что сейчас приобрести такую гранату можно только на заказ), а также велосипедного кросса, бега на коньках и лазания по канату с помощью ног. Сохранилась в программе упражнений – стрельба. У каждого участника будет 10 минут на пять зачетных выстрелов, которые должны производиться с 5 или 10 десяти метров из положения «сидя» или «стоя». Метание теннисного мяча в советское время производилось на расстояние, а сейчас это будет упражнение на точность. Участнику будет предоставлено право выполнить пять бросков, количество попаданий для сдачи норматива зависит от возраста участника.

Среди новых испытаний – челночный бег, рывок гири массой 16 кг (для участников от 18 лет), а также наклоны вперед из положения «стоя с прямыми ногами». С участниками круглого стола слаженно и творчески работал коллектив учителей физической культуры: мастер спорта по гандболу, почетный работник образования, учитель СОШ № 51 И. А. Ворсканян, руководитель городского МО учителей физической культуры и ОБЖ, учитель физической культуры СОШ № 51 М. Д. Пузырева, учителя физической культуры гимназии № 36 Е. В. Дежурова, А. В. Литвинова, СОШ № 32 И. В. Каграманян, а также учитель физической культуры СОШ № 11 города Тимашевска Е. Н. Головко. Показательная для присутствующих фитнес-разминка была проведена под руководством учителя физической культуры СОШ № 14 города-курорта Анапы А. В. Экнодосьян.

Круглый стол завершил свою работу, но вопросы остаются. Возрождение комплекса будет происходить на наших глазах и при нашем непосредственном участии. Совсем скоро он придет и в краснодарские школы. Хочется надеяться, что взявшись за внедрение нового, мы не будем ждать только положительных результатов, не будем скрашивать отрицательные показатели, если они будут иметь место. Потому что давно пришла пора и нам, исполнителям чужой, умной, возможно, значимой и перспективной идем, осознать и свою собственную ответственность за происходящие. И перестать быть фоном реформаторских идей, фоном, на общественно строительство снизу не претендующим. И тогда действительно важная и нужная задача сохранения и приумножения здоровья наших детей будет решаться на государственном, а не на примитивном уровне. В контексте всего сказанного вспоминаются замечательные слова Малкольма Икса: «The future belongs to those who prepare for it today» («Будущее принадлежит тому, кто готовится к нему сегодня»).

В. Г. Митрюкова,
специалист отдела развития образования
(8612) 259-21-79