Экспресс-информация о новинках педагогических изданий (сентябрь — октябрь, 2014)

Очередной обзор периодики хочу ограничить журналами «Управление современной школой. Завуч» и «Директор школы», посвятив его теме «Самообразование учителя», сколь важной, столь и подзабытой в последние годы.

Кроме того, объявленный департаментом образования очередной, пятый, смотр-конкурс методических служб общеобразовательных организаций побуждает к глубокой проработке теории и практики профессионального роста педагога во всех их проявлениях.

Рекомендую и учителям, и школьным администраторам начать со статьи Т.С. Фещенко «Новые роли современного школьного учителя — основа его профессио-нального совершенствования» в научно-практическом журнале «Управление современной школой. Завуч» № 5, 2014 (с. 111-114). Автор учит школьного учителя-читателя, как подготовить ученика к жизни и деятельности (в современном меняющемся мире) на основе ценностного отношения к образованию как к «скрытому сокровищу».

Следующий материал — М.М. Поташник. Можно ли и нужно ли управлять самообразованием учителей (там же, с. 126-128). Что для учителей, для их самообразования могут конкретно сделать руководители школы и другие организаторы методической деятельности? Автор описывает приемы, средства и называет аспекты не административных требований, а непрямого, психологического воздействия грамотного управления.

М.М. Новожилова и С.В. Бродская предлагают рубрику «Рейтинговая оценка деятельности педагогов в образовательном учреждении» (там же, с. 74-94), в ней приводится определение профессиональной компетентности учителя — через него и «выводится» рейтинг педагога. Ценным в этой публикации, безусловно, яв-ляется «Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников», «Диагностическая карта оценки профессиональной деятельности учителя основной школы».

Наверняка чрезвычайно востребованным нашими читателями станет «Индивидуальный план профессионального роста как форма проектирования карьерного роста» учителя информатики и ИКТ А.Н. Айдаркина, напечатанный в этом журнале в № 6, 2014 (с. 94-97). Замечу, что весь шестой номер отражает модельную панораму базовых школ Ульяновской области — потому он содержит исключительно практической направленности материал (из опыта работы).

«Стандарт педагога для современного учителя как планка для прыгуна в высоту с шестом. Красиво, очень высоко и, кажется, почти недостижимо». — Так начина-ется статья Н. Саутина «Эталон педагога» в журнале «Директор школы», № 7, 2014 (с. 47-50). Она адресована руководителям ОО, её автор убеждён: «Главное на сегодняшний день — спланировать и реализовать деятельность школы, чтобы соответствие педагогов Стандарту стало не сказкой, а былью в недалекой перспективе».

А теперь подборка материалов, суть которых условно можно определить так: «Мы сфокусированы на идее профессионализма педагога — как он учит и чему, но как-то ушел из поля зрения вопрос, а как, каким образом ребёнок учится?».

Ответы даются в статье М. Пинской и К.Ушакова «Эффективная школа» (там же, с. 18-23): это предложение варианта исследования, изучив которое, заинтересованный читатель может повторить-провести в своей школе, чтобы улучшить образовательные результаты учеников.

Р. Курбатов. Полуработают, полуспят. «Директор школы», № 8, 2014, с. 58-63. Известный в российских образовательных кругах директор лицея «Ковчег XXI» из Подмосковья делится идеями и практическим опытом, как изгнать из современной школы страх, скуку и безразличие к учебе.

Е. Бердникова в статье «Психологическая служба» (там же, с. 100-105): убеждена, что цель школьной психологической службы — создание условий для гармо-ничного развития учащихся в процессе школьного обучения. И только.

О конкретных мерах профилактики нарушений психологического здоровья школьников, об опыте работы по программе О.В. Хухлаева «Тропинки к своему Я» рассказывает эта рекомендуемая к изучению публикация.

Как оценить современную школу с точки зрения самого ребёнка? Что её делает привлекательной для ученика? И. Осмоловская и Н. Маслова в статье «Хорошая школа» (там же, с. 47-52) анализируют ответы московских школьников на эти во-просы. Бесспорно, это следует узнать и, быть может, сравнить с позицией тех ребят, которых учите Вы...

Т. А. Ваховская,
начальник отдела профессионального развития педагогических работников
253-61-10