Проектная мастерская «Как создать воспитательную систему школы»

С чего начинать создание воспитательной системы? Об этом шел разговор с заместителями директоров по воспитательной работе школ города в гимназии № 82.

Для сегодняшней школы характерны поиски гуманистических оснований жизнедеятельности, растущее понимание необходимости перехода к созданию комфортной школьной атмосферы. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации.

Создание воспитательной системы в образовательной организации способствует гуманизации отношений в коллективе, формирует условия для их гармонизации между обучающимися, педагогами, родителями. Процесс становления и развития такой воспитательной системы образовательной организации происходит благодаря целенаправленным управленческим решениям по её развитию.

Управление воспитательной системой и происходящие в ней процессы самоорганизации определяют закономерности её развития, этапы построения системы, характеризующиеся особым видом управленческой деятельности. Педагогический коллектив, как отметила в выступлении директор гимназии, Алла Францевна Скитева, в своей работе стремится опереться на совокупность идей, принципов, установок, составляющих определённую концепцию, объединяющих профессионалов в коллектив единомышленников. В работе воспитателя приоритет отдаётся приёмам опосредованного педагогического воздействия.

На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. В этом слушатели могли убедиться, познакомившись с современными практиками воспитания в гимназии:
— презентационный доклад заместителя директора по воспитательной работе Людмилы Геннадьевны Горской «Совместная деятельность учащихся и педагогов как основа воспитательной системы гимназии»;
— классный час «Что значит быть патриотом?», классный руководитель 4 «В» класса Ирина Александровна Логунова;
— воспитательная система класса: творческий поиск новых форм взаимодействия с учащимися, классный руководитель 11 «Б» класса Юлия Геннадьевна Лунева;
— проектный час «От ключевой идеи воспитания — к системе работы школы».

Представленные практики подтверждают мысль о том, что воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создания благоприятных для этого условий.

Воспитание — это не только педагогический фактор — учитель, уроки, учебники, классные часы, внеклассные мероприятия. Воспитание — это и фактор социальный: включенность в окружающую среду, отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного учреждения.

«Воспитание — это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность (социализация-воспитание-саморазвитие). Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от космоса, Земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, СМИ, кончая семьёй, средой молодёжного общения. В этом безбрежном море влияние есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, оно-то и призвано помочь личности не быть поглощенной этим морем, найти в нём своё лицо, своё отношение с миром, людьми и самим собой. Но есть ещё волшебный и малопонятный закон саморазвития. Поощряя его, педагог не имеет права доступа в этот мир. Значит, воспитание не универсально и вовсе не всеохватно, поэтому не следует преувеличивать его значение. Но там, где необходимо, оно должно совершаться высококачественно и профессионально» (В.А. Караковский).

Н. И. Жукова,
начальник отдела анализа и поддержки воспитательного процесса
253-61-10