Пути взаимодействия семьи и школы

В профилактической работе в школе одним из аспектов деятельности является информационно-просветительская работа с родителями. Владея актуальной информацией о проблемах подростков, об опасностях, которые окружают детей во взрослом мире, педагогам кажется, что в таком же объёме информацией и владеют родители. Но это не так.

Семьи все разные, не только по уровню достатка и семейным традициям, но и по уровню педагогической культуры, знанию детской психологии. Как найти подходы к ним? Как сделать так, чтобы родители стали партнерами в воспитании, чтобы сотрудничество стало плодотворным? Как привлечь родителей в школу, какие эффективные формы взаимодействия выбрать?

Такие вопросы обсуждались на заключительном занятии «Пути взаимодействия семьи и школы» педагогической мастерской «Профилактическая работа: вместе к успеху» для заместителей директоров по воспитательной работе на базе опорной организации гимназии № 18.

Наталья Георгиевна Горбачева, заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 18, руководитель педмастерской , напомнила участникам, что детские творческие заставки, предваряющие мероприятия с родителями, очень важны. Они выигрышны тем, что настраивают родителей на позитивный лад, позволяют сделать диалог более конструктивным.

В канун международного дня матери, подарком для слушателей семинара стали выступления Яна Граматикопуло, ученика 3 класса с песней «Какого цвета лето?» и Елизаветы Шелудько, дипломанта международных конкурсов, с красивой лирической песней «Бабушка». Ни одного родителя не оставило равнодушным выступление «Мы активные и позитивные» волонтерского отряда гимназии, занявшего 2 место в муниципальном этапе краевого конкурса «Дети Кубани за здоровый образ жизни».

Наталья Георгиевна погрузила участников педмастерской в ролевую игру — родительской собрание «Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности». У неё приняли эстафету педагоги-психологи гимназии.

Ирина Николаевна Колыванова провела погружение в проблемы подросткового возраста, а Елена Павловна Скачко, разделила на творческие группы участников семинара, которые приняли на себя роли родителей, придерживающихся разных стилей общения: авторитарного, авторитетного (демократического), либерального и попустительского. Каждый участник имел возможность высказаться, примерить на себя роль, возможно не характерную для себя, чтобы понять, как взаимодействовать с такими семьями.

Вместе с педагогами принимала участие в работе педмастерской Юлия Эдуардовна Ряшина, председатель родительского комитета гимназии. Она остановилась на проблемах, с которыми сталкивается при работе с родителями, рассказала, как строится работа внутри совета активистов родительской общественности, какие вопросы входят в их компетенцию и как они планируют работать в текущем учебном году.

Занятие было заключительным в этом году, и каждый участник анонсировал свой итоговый продукт — мероприятие в рамках родительского всеобуча. Больше всего было представлено мероприятий в традиционных формах: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей; родительские конференции, посвящённые обмену опытом семейного воспитания.

Актуальны так же и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей. Участники педмастерской отметили, что качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки).

О. А. Саркисян,
специалист отдела анализа и поддержки воспитательного процесса
(861) 253-61-10