Лаборатория успеха: проектная деятельность на уроках географии

Участие в авторских вебинарах, проводимых ведущими издательствами, стало привычной формой межкурсового повышения квалификации педагогов. Они помогают формировать предметную информационно-образовательную среду, организовать взаимодействие с учёными, авторами УМК.

Мастер-классы, проводимые учителями, на практике показывают, как они формируют географическую культуру учащихся, а также профессиональный рост самого учителя, который смело использует в обучении современные технологии.

В ноябре этого года в краснодарской школе № 6 в рамках лаборатории географического образования впервые были соединены вебинар «УМК по географии 7 класс „Материки, океаны и страны“ как средство достижения предметных и метапредметных результатов» от издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» и мастер-класс «Реализация метода проекта в рамках одного урока» по теме «Особенности природы Южной Америки» на основе УМК издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» по этому же учебнику.

Вебинар провела Ираида Владимировна Душина, к.п.н., профессор кафедры методики преподавания географии МПГУ.

И. В. Душина рассказала о новых аспектах среднего образования, отражённых в стандарте второго поколения: знания, умения и навыки рассматриваются как основа для личностного развития школьника; знания о мире вторичны для человека и не имеют для него абсолютного значения. В соответствии с этим происходят изменения во всех составляющих образовательной системы.

По новой стратегии развития образование становится реальной ценностью, государственным приоритетом. Оно — функция меняющейся жизни. Устойчивое развитие человечества возможно только на базе хорошего образования. При этом усиливается внимание к качеству образования, его воспитательному потенциалу.

И. В. Душина обратила внимание на то, что положительные результаты воспитания, обучения и развития создают не сами по себе хорошие учебники, а учитель, который полностью разделяет их географические и методические идеи и мастерски владеет умением рационально организовать труд школьника с учебником и с рабочей тетрадью.

Во второй части встречи учителем географии СОШ № 6 Ириной Михайловной Кремза был представлен мастер-класс «Реализация метода проекта в рамках одного урока» по теме «Особенности природы Южной Америки» (7 класс) на основе УМК издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Мастер-класс стал продолжением вебинара. И. М. Кремза подтвердила слова И. В. Душиной о компетентности и цели среднего географического образования, что предполагает не простое усвоение отдельных друг от друга знаний и учений, а овладение ими в комплексе. Умения — это операционная часть знаний. Каждая компетенция — это комплекс умений и знаний, относящихся к определенной сфере практической деятельности.

В роли учеников выступили не только приглашенные учителя географии, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра — Алексей Александрович Оробец, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра — Наталья Маратовна Овсянникова, но и педагогический коллектив школы № 6 во главе с директором — Светланой Александровной Дияновой.

Урок был построен на основе метода проекта, деятельностного подхода в обучении. С самого начала был создан благоприятный психологический микроклимат, настрой на чёткую и организованную работу. В течение всего мероприятия наблюдался интерес участников к деятельности, соответствующей каждому из этапов урока.

Ирина Михайловна продемонстрировала приём создания ситуации успеха. Благоприятный климат и доброжелательная обстановка способствовали формированию познавательной активности у участников мастер-класса. Особенностью процесса обучения является организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода. В итоге работы достигнуты три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные.

Работа над проектом была выстроена от простого к сложному. Использование метода проекта было направлено на то, чтобы показать, как можно развить активное самостоятельное мышление ребёнка, и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике, анализировать, делать вывод. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Использование информационных технологий помогает оптимизировать учебный процесс и сделать урок более интересным.

Важную роль И. М. Кремза отвела применению здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволили равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ.

Со стороны может показаться, что учитель, используя метод проекта, выпадает из учебного процесса. Но это не так, кропотливая работа для подготовки к такому уроку занимает не только время, но и заставляет включиться в поиск необходимой методической литературы, «погрузиться» в предстоящий процесс.

Встреча учителей географии завершилась посещением школьного музея ВДВ, который поразил уникальностью материалов, образцовым порядком и трогательным отношением к прошлому. Олег Семёнович Шахметов около тридцати лет является бессменным руководителем музея. В кабинете, в котором располагается музей, современные технологии легко сочетаются с традиционными: это и плазменный телевизор, и ноутбук, и принтер. Здесь же проводятся музейные уроки с учащимися школы.

«Мы видим, что использование современных УМК, приёмов и методов построения урока ставит ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса», — с такими словами покидали педагоги методическую встречу.

Лаборатория успеха включает основную идею деятельностного подхода на уроках географии: знания нельзя передать учащимся в готовом виде. Развитие ученика происходит только в его собственной активной деятельности. В процессе обучения необходимо создавать условия для усвоения знаний, для развития личности каждого из учащихся, что влечёт за собой переход к творческому характеру обучения, к применению активных педагогических технологий обучения.

Н. М. Овсянникова,
ведущий специалист отдела развития образования
259-21-79