Экспресс-информация о новинках педагогических изданий (ноябрь-декабрь, 2014)

Завершается год. Пишутся отчёты. Под воздействием массива приведённой в движение информации рождается потребность в обобщениях, выводах-заделах на будущее. В этой связи настоятельно рекомендую изучить и руководителям общеобразовательных организаций, и «рядовым» учителям следующие источники:

А. Каменский. Какую школу строим? «Директор школы», № 10, 2014 (с. 17-25). Приведу лишь одну выдержку из этой статьи: «Для развития самообразовательной деятельности в школе наступил благоприятный период, которого не было за всю обозримую историю массового отечественного образования...».

Немало написано — и рекомендовано нами — об имидже директора и школы.
Д. Бухаров. «13 советов директору», там же (с. 13-16), достойно подытоживает, на наш взгляд, эту тему, ибо, по словам автора, «Имидж образовательного учреждения — это то немногое в управлении, в чём обязательно должен принимать личное участие директор».

Завершение года совпало с нашими многочисленными выездами в краснодарские школы и попытками разобраться в вопросах профессионального роста педколлективов. Все последующие материалы — есть своеобразная попытка дать ответ-реакцию на увиденное там.

Т. Калинина. Учитель-творец, там же (с 36-41).
Факультет М.М. Поташника. Лекция 10. Построение системы управления профессиональным ростом учителя. «Управление современной школой. Завуч» № 7, 2014 (с. 104-120).
О. Уласевич, А. Волков, М. Уласевич. Организация методической работы в ОУ. Там же (с. 40-53. Мы расцениваем этот материал как основание для формирования плана методической работы на учебный год и — глобально — для определения её целей и задач.

В дидактике есть темы и «темки», которые всегда модны, всегда востребованы. К их числу, уверены, относятся идеи развития критического мышления, идеи и принципы педагогических мастерских. О них Л. Байбородова, И. Харисова, А. Чернявская. Лекция 10. «Педагогические мастерские», «Управление современной школой. Завуч» № 7, 2014 (с. 81-90). Информация дана очень концентрированно, ёмко. Даётся технологическая карта, алгоритмы деятельности (нескольких авторов) и сравнение содержания этапов традиционного урока и мастерской.

В завершение — очень интересный, ожидаемый многими и многими очень востребованный практикум — Н. Лахмытко. 10 шагов к успеху. Работа с детьми с осложненным поведением по формированию доверительных отношений со взрослыми. «Методист», № 9, 2014 (с. 58-62). Статья завершается так: «Доверяйте себе, своему опыту, интуиции. Не сегодня, так завтра вы обязательно придумаете, как справиться даже с самым трудным поведением, и, возможно не за 10 шагов, а еще быстрее!».

Пусть эти слова станут нашими предновогодними пожеланиями всем читателям этих выпусков.

Т. А. Ваховская,
начальник отдела профессионального развития педагогических работников
(861) 253-61-10