Вебинар для историков

В качестве оказания методической помощи общеобразовательным организациям муниципалитетов края кафедра обществоведческих дисциплин Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования провела два вебинара: 10 и 12 декабря 2014 года, которые прошли в муниципальном образовании город Краснодар на базе школы № 101.

10 декабря состоялся вебинар «Вопросы подготовки к ЕГЭ по истории в 2015 году по итогам апробации контрольно-измерительных материалов базового уровня и профильной части» для учителей истории и учащихся 11 классов, выбравших историю для сдачи ЕГЭ.

Вела семинар председатель предметной комиссии по истории государственной экзаменационной комиссии Карина Суреновна Чикаева. Она в своём выступлении отметила, что в едином государственном экзамене по истории в 2015 году принципиальных изменений нет, но некоторая корректировка заданий имеет место. Изменена структура КИМов: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 — задания с кратким ответом, часть 2 — задания с развернутым ответом). Задания в КИМах представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа, а не крестик. Сокращено количество заданий с выбором одного ответа (А2 и А7 по спецификации 2014 года). Исключены некоторые линии заданий, изменена форма ряда заданий. Уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40.

С целью реализации требований, заложенных в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурному стандарту, к имеющимся заданиям добавлено ещё одно задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15). Периодизация разделов работы приведена в соответствие с историко-культурным стандартом (третий раздел начинается с 1914 года, а не с 1917 года, как было ранее).

С целью оптимизации проверки знаний по истории России XX века добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 годов и 1945–1991 годов (задание 19).

Карина Суреновна остановилась на методике подготовки к единому государственному экзамену по истории: осмысление и понимание исторических процессов, самостоятельность и системность работы — каждый день по часу и по три часа в выходные дни, постоянная работа с датами, внимательное чтение исторической картой и изучение вопросов культуры (задания № 3, 20, 33, 34). При оформлении ответов нужно учитывать, что век записывается римскими цифрами, а указание имени князя, царя, императора записывается буквами и без пропусков (например, Николайвторой).
К. С. Чикаева предложила большой список учебно-методической литературы по подготовке к ЕГЭ по истории.

После окончания трансляции вебинара Ирина Владимировна Антипова, ведущий специалист муниципального казённого учреждения «Краснодарский научно-методический центр» подвела итоги семинара.

Во-первых, порог успешности по единому государственному экзамену в 2015 году по истории составляет 32 балла, как и в прошлом году. Во-вторых, экзаменационная работа по истории в 2015 году состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть первая содержит 34 задания, часть 2 содержит 6 заданий. В-третьих, были уточнены пособия для подготовки к ЕГЭ по истории. Это: А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Г. А. Сивохина «История России. Учебник МГУ» 2-е издание. Издательство «Проспект», М., 2014; П. А. Баранов, С. В. Шевченко «История. Новый полный справочник для подготовки ЕГЭ», издательство АСТ «Астрель», М., 2014; А. Н. Сахаров, В. И. Буганов «История России с древнейших времён до конца ХVII века» 10 класс, «Просвещение», М., 2013; А. Н. Сахаров, В. И. Буганов «История России с древнейших времён до конца ХVII века» 10 класс, «Просвещение», М., 2014; В. И. Буганов, П. Н. Зырянов «История России конец ХVII-ХIХ века» 11 класс, «Просвещение», М., 2014.
В-четвёртых, 40 задание второй части «Политический портрет исторического деятеля» оценивается по трём критериям. В первом критерии нужно указать время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века) — 1 балл. Во втором критерии нужно назвать не менее двух направлений его деятельности и дать их характеристику — 3 балла. Третий критерий содержит характеристику каждого из направлений деятельности и должен содержать основные факты, относящиеся к этим направлениям, и привести результаты его деятельности по каждому из указанных направлений.

Министерством образования и науки, федеральным институтом педагогических измерений на постоянной основе ведется работа по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом по единому государственному экзамену по истории.

16 декабря прошёл вебинар «Историко-культурный стандарт в подготовке к ЕГЭ по истории в 2015 году» для учителей истории, учащиеся которых выбрали историю для сдачи ЕГЭ. Вёл семинар заведующий кафедрой общественных дисциплин Вадим Александрович Кумпан. В своём выступлении он подчеркнул, что историко-культурный стандарт включён в единый государственный экзамен по истории в 2015 году и принят общественной организацией «Ассоциацией учителей истории и обществознания».

Концептуальные основы историко-культурного стандарта таковы: культурно-антропопологический подход (особое место уделено личности в истории, изучение которой будет осуществляться не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через их судьбы показать социальные и политические процессы); духовно-культурный подход (взаимодействие культур, а именно: укрепление связей с народами России (СССР), что будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины); этнокультурный подход (усиливается акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории, уделяется большое внимание монокультурному компоненту — история страны через историю региона, а также патриотизму, гражданственности, толерантности); сознательно-оценочный подход (современные методы преподавания истории подразумевают большую активность учеников на уроках).

Вадим Александрович отметил, что историко-культурный стандарт содержит семь разделов и приложение с перечнем трудных вопросов истории. Раздел I «От Древней Руси к Великому княжеству Московскому»; раздел II «Россия в XVI — XVII веках: от великого княжества к царству»; раздел III «Россия в конце XVII — XVIII веках: от царства к империи»; раздел IV «Российская империя в XIX — начале XX века»; раздел V «Формирование и эволюция советской системы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов», раздел VI «Апогей и кризис советской системы (1945- начало 1980-х годов)», раздел VII «Распад СССР и становление новой России (1985 — 2012)».

Ведущий вебинара В. А. Кумпан остановился на характеристике трёх десятков трудных вопросов по истории, важными из которых являются следующие: роль Ивана IV Грозного в российской истории; присоединение Украины к России (причины и последствия); оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III; оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ века; причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; цена победы СССР в Великой Отечественной войне; причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы и другие.

Подводя итог вебинара, Ирина Владимировна Антипова обратила внимание на формы работы методического объединения учителей истории муниципального образования город Краснодар. Кроме предметных вебинаров с работниками кафедры общественных дисциплин и председателями предметных комиссий по истории государственной экзаменационной комиссии, в городе Краснодаре работает еженедельно Муниципальный консультативный пункт для учащихся, выбравших историю в качестве ЕГЭ с февраля по май учебного года, в котором ведут консультации тьюторы по истории, эксперты ГЭК, победители ПНПО, учителя высшей категории на базе своих школ; ежегодно весной проходят встречи выпускников 11 классов, выбравших ЕГЭ по истории, с преподавателями исторического факультета Кубанского государственного университета; для учителей, преподающих в выпускных классах, ежемесячно устраиваются семинары, мастер-классы, практикумы, круглые столы, посвящённые этой теме. Планируется провести селекторное совещание по проблемным вопросам ЕГЭ по истории с преподавателями истфака КубГУ.

Ирина Владимировна отметила, что для подготовки вопросов по культуре (задания № 3, 20, 33, 34 по аналогичной демонстрационной версии контрольно-измерительных материалов 2015 года) целесообразно использовать учебно-методический комплекс Р. В. Пазина «История. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2014-2015 годы.

Для подготовки вопросов по работе с картой (задания № 29, 30, 31 по аналогичной демонстрационной версии контрольно-измерительных материалов 2015 года) можно использовать «Картографический практикум по истории России с древнейших времён по ХХI век — электронные карты» авторов А. Ю. Морозова, Э. Н. Абдуллаева, О. В. Содвижкова.

И. В. Антипова напомнила, что тема вебинара рассматривалась в муниципальном образовании город Краснодар на семинаре учителей истории и обществознания «Особенности подготовки к ЕГЭ 2015 года на основе анализа практики 2014 года по истории и обществознания и историко-культурного стандарта», который состоялся 27 октября на базе опорной школы № 32. На этом семинаре ведущий специалист МКУ КНМЦ познакомила с концепцией, задачами, структурой, персоналиями, понятиями и хронологическими рамками историко-культурного стандарта, а также вместе с Т. С. Порфирьевой, учителем истории и обществознания СОШ № 32, подготовила и раздала педагогам материалы по новому заданию № 15 (проверка знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны: герои, полководцы, герои-пионеры, картины, плакаты по Великой Отечественной войне).

Работа по подготовке учащихся 11-х классов к единому государственному экзамену по истории в 2015 году будет продолжена.

И. В. Антипова,
ведущий специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса
(861) 259-21-79