В лаборатории творческого учителя

В классе тишина... И вдруг её прерывают ритмичные удары сердца, биение которого десятиклассники сразу определяют. А учитель предлагает представить, что данная комната — лаборатория и все, находящиеся в ней, — врачи. Сегодня им предстоит не оперировать, а изучать «сердечный мир» удивительно тонкого лирика А. А. Фета.

Так начался открытый урок литературы «Биография А. А.Фета» в гимназии № 33, подготовленный учителем русского языка О. А. Сафоновой для молодых учителей города Краснодара.

Биографию любого писателя и поэта изучать в школе сложно, по программе даётся лишь один час, но ведь именно с неё начинается рассказ об особенностях творчества, о взглядах человека на мир, об отношении к нему, раскрывается сущностная составляющая поступков, действий и желаний. Поэтому, наверно, на этих уроках очень важно найти особенный подход, технологию, форму работы с ребятами 10 класса, чтобы не только заинтересовать, но и создать проблемную ситуацию, которая постепенно будет решаться самими участниками учебного процесса.

Ольга Александровна использовала приём противопоставления: Фет — поэт, Фет — человек. Трём группам учащихся она предложила прочесть лирические стихи поэта, которые не входят в программу, подготовленные ею заранее и лежащие на столах. Ребятам необходимо было не только выразительно прочесть стихотворения, но и словесно нарисовать образ поэта. Он предстал перед ними таким, каким они знали его с детства по стихотворениям: чистый, нежный, певучий, восторженный, влюбленный в жизнь и красоту лирик.

А в действительности А. А. Фет был другим человеком: не таким проникновенным и нежным, а скорее угрюмым и погруженным в помещичьи заботы, о чем свидетельствуют высказывания писателей и общественных деятелей XIX века, зачитанные учителем.

Педагог обращает внимание учащихся к видеофильму о жизни поэта, нацеливая на вдумчивый просмотр, на поиск ответа к прерванному моменту жизнеописания (остановка фильма в нужном месте), на детали, помогающие определить трагичность судьбы поэта и человека, который в 14 лет лишается фамилии отца (Шеншин) и дворянского титула, становится военным, из-за бедности отказывается от любимой девушки, Марии Лазич. Позже женится на М. П. Боткиной и становится помещиком, постоянно добиваясь возвращения звания и титула.

Ребята размышляют о судьбе человека, поэта, пытаются понять и объяснить каждое принятое им решение, сопоставить со своим. В результате приходят к выводу, что, преодолевая трудности в своей повседневной жизни, которая мало радовала, а больше огорчала, поэт в стихах устремляется от реальности в мир красоты, любви, природы, волшебных звуков, где и находит истинное наслаждение и успокоение. «По словам критика Л. Озерова, «именно лирика сберегла нам красоту и жар любящего сердца», — заключает Ольга Александровна.

И вот теперь, получив за очень короткий срок (урок) такие объёмные и важные сведения о жизни поэта, ребята в группах составляют кластеры «Фет в моем представлении» и рисуют новый образ человека — поэта, который стал им ближе, понятнее и доступнее.

Урок окончен... Учитель рассказывает молодым коллегам об особенностях подготовки к нему, о структуре урока, об использовании информационных и проблемных технологий, о работе в группах, о развитии коммуникативных компетенций у учащихся. Но молодые учителя не хотят уходить. Их интересует многое: откуда Ольга Александровна берет свои идеи (ведь в вузах этому не учат), какие методические пособия она предложила бы им почитать, по каким УМК лучше всего преподавать литературу, обязательно ли на каждом уроке оценивать ребят, какова система оценивания устных ответов, как научить ребят свободно говорить и т. д. Ни один вопрос не остался без ответа.

Со словами благодарности покидали класс педагоги и просили продолжить серию открытых уроков и мастер-классов у лучших учителей русского языка и литературы города.

Н. П. Олофинская,
заместитель директора
(861) 253-61-10