Почему умирает главный герой?

На этот основной вопрос и многие другие, связанные с жизнью Базарова, должны были ответить десятиклассники СОШ № 52 во время урока литературы, проведённого 9 февраля Е. А. Поцелуевой, учителем русского языка и литературы, для молодых учителей города.

Тема урока «Смысл эпилога романа И. С. Тургенева „Отцы и дети“: мир без героя. Базаров и Россия» — достаточно сложная, обобщающая все знания, полученные по данному роману.

Учитель умело, профессионально подводит учащихся к ней, создав проблемную ситуацию через обсуждение вопроса «Почему И. С. Тургенев обращается в своём творчестве к теме отцов и детей?». Конечно, потому что «проблема вечная», но и потому, что у писателя сложились сложные отношения с матерью, а также с разночинцами-демократами, взгляды которых он не принимал, но и отвергать не мог, потому что как истинный художник он не мог не заметить происходящих изменений в России и не откликнуться на эти события.

Далее учитель предлагает ребятам вспомнить основные события романа и проводит интерактивное тестирование. Учащиеся не только выбирают правильные ответы, но и комментируют свой выбор. «Насколько объективен писатель в изображении предреформенной России, на чьей он стороне выступает: демократов или либералов?» — спрашивает Елена Александровна. Ребята приходят к выводу, что обе стороны в чём-то правы, а в чём-то нет: преобразования, действительно, необходимы. Но как их осуществить, и кто это сделает? Такие, как Базаров, или идеологические соперники? Этот вопрос волновал писателя до самой смерти. Звучит видеозапись стихотворения в прозе «Соперник».

Обсуждение темы продолжается. Десятиклассники спорят о том, возможен ли такой герой сегодня, чем бы он занимался, близок ли он им, какие противоречия видят в нём, о «плюсах» и «минусах» его теории, о незаурядности его натуры и смерти. Учащиеся убеждены, что Базаров сломался, что мир оказался намного сложнее, чем он рисовал его в своей теории. Отвергая любовь, он обрёк себя на гибель, но остался верен своим убеждениям до конца.

Учитель включает видеозапись стихотворения в прозе «Воробей». А вот и последний аккорд — эпилог романа, сюжетное многоточие для читателя. Учитель обращает внимание ребят к образам картины В. Г. Перова «Старики — родители на могиле сына» и приводит их к обобщению: мы все в чём-то виноваты перед родителями, нам необходимо быть милосерднее к ним, передавать семейные традиции, жить в любви и понимании, как это делал Николай Петрович Кирсанов — идеал Тургенева.

В заключение, учитель говорит о том, что роман Тургенева — это полифонический роман-предупреждение. Нельзя односторонне рассматривать любую точку зрения. Конфликт между отцами и детьми неизбежен и вечен, потому что сегодня ты сын, а завтра — отец. И стихотворение Е. Евтушенко 50-х годов XX века «Давайте, мальчики, давайте», именно об этом. (Звучит видеозапись).

Притихшие молодые педагоги не находили слов, чтобы выразить свои чувства и эмоции, передать восхищение по поводу проведённого урока. Подбор дополнительного содержательного материала, постоянная связь с современностью, владение аудиторией, активизация деятельности учащихся за счёт разных видов заданий, глубокий анализ темы, спокойный, уверенный, дружеский тон собеседника — вот, что поразило молодых учителей. А ещё — записанные ребятами миниатюры в конце урока под звуки романса о том, что запомнилось на уроке.

Вот некоторые из них:
— «Сегодня мы обсуждали актуальную и для нашего времени тему по роману „Отцы и дети“. Мне понравилось, что все высказали свою точку зрения о том, какой человек Базаров (положительный или отрицательный), пытались объяснить его раннюю смерть и открывшие в нём романтические черты. Урок заставил поразмышлять, задуматься над своими поступками, он оставил превосходное впечатление».

— «Мне урок понравился потому, что учитель затронула актуальные темы не только для того времени, но и для нас, учащихся XXI века. Елена Александровна заинтересовала нас дополнительными средствами: видеосюжеты, тестирование, фоновая музыка, разбор отрывков текста. Урок хорошо подготовил нас к предстоящему сочинению».

— «В романе „Отцы и дети“ показаны разные взаимоотношения героев в семьях, раскрывается тема любви и взгляды героев на жизнь. Очень жаль, что главный герой романа Базаров так и не познал этого прекрасного ответного чувства любви».

Н. П. Олофинская,
заместитель директора
(861) 253-61-10