Учиться никогда не поздно

Федеральный государственный образовательный стандарт прочно входит в жизнь современной школы. В 2015 году пятые классы всех общеобразовательных организаций России перейдут на новое обучение по ФГОС.

Чтобы этот переход не был «болезненным» и тяжелым, необходимо не только повысить квалификацию всем педагогам, работающим в пятых классах (в обязательном порядке), глубоко изучить нормативные документы, но и пройти практическую переподготовку в пилотных школах. Опыт работы, накопленный в городе Краснодаре, поможет учителям осознать и увидеть реальные изменения в организации урока, сформировать собственное представление о его структуре, о введении и применении технологий, возможно, изменит привычный взгляд на урок как на повседневную обязанность, приоткроет мир творчества.

Такой опыт представил лицей № 64, в котором 26 февраля прошел семинар для учителей филологов «Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий на уроках русского языка и литературы». Тема очень актуальна: научить школьников правильно говорить, писать и общаться — одна из главных задач учителей русского языка и литературы. Ибо минимизация языкового общения может привести к необратимым процессам — непониманию между людьми, и в конечном итоге, утрате языка.

Срезы мониторинговых работ по ФГОС в пилотных классах показывают, что учащиеся допускают много ошибок из-за невнимательного и невдумчивого прочтения текстов заданий из-за минимального объёма лексического запаса. Отрадно отметить, что учителя русского языка данной организации понимают свои задачи и целенаправленно работают над формированием коммуникативных учебных действий.

Методическое объединение учителей русского языка (6 человек —
Н. Л. Чуклова, Ж. В. Блинова, Н. А. Ольгина, Л. И. Примакова, Е. П. Сиберт, Н. Н. Будовская) и заместитель директора по УМР И. В. Гроздева показали системную работу в этом направлении. На семинаре прозвучали выступления: «Осуществление преемственности в формировании УУД при переходе из начальной в основную школу. Мониторинг их сформированности», «Формирование и развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка», «Использование диалога как ситуативного речевого упражнения», «Развитие творческого поэтического потенциала учащихся», «Эстетико-коммуникативная направленность преподавания русского языка и литературы», «Ситуативные речевые упражнения, работа с текстом на уроках русского языка и литературы».

В подготовленном к семинару буклете была представлена сжатая информация по содержанию материалов выступлений. Накопленный опыт нашёл отражение и в открытых уроках, где на практике учителя успешно продемонстрировали использование разных технологий для формирования коммуникативных УУД.

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Обучение написанию сочинения-рассуждения «Красота вокруг нас» был направлен на тщательную работу со словом: понятийный аппарат, подбор синонимов и антонимов, пословиц к теме. Учитель Е. П. Сиберт постоянно обращалась к произведениям искусства (портреты, пейзажи, цитаты), организовала групповую и индивидуальную работу по формированию положительных и отрицательных черт характера человека, защиту мини-проектов рекламы и антирекламы, описание пейзажа. Затем предложила составить устное сочинение трем группам по разным темам, которые и стали основой к написанию домашней письменной работы. Учащиеся успешно справились с заданиями.

Второй урок литературы, проведённый учителем Н. Л. Чукловой, по теме «Реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского „Теплый хлеб“. Роль пейзажных картин в сказке» поразил глубокой работой с текстом. В течение урока применялась групповая технология. Каждой группе дано исследовательское задание: первой и второй — роль пейзажа и его связь с событиями в содержании текста и поступками людей; третьей — фольклорные особенности сказки, четвертой — литературоведение (теоретическая основа понятий). Для повышения мотивации и расширения яркого впечатления от прочитанного ребятам предложен отрывок из мультфильма. Устные выступления учащихся по группам, чтение отрывков сказки, глубокие, осмысленные выводы — вот что вызвало восторг у присутствующих.

Такие семинары обогащают как тех, кто их готовит, так и тех, кто учится и постигает новые приёмы, технологии, методики в преподавании. Практический опыт в постижении нового просто необходим.

Н. П. Олофинская,
заместитель директора