Инновационный потенциал педагога дополнительного образования

В 2014 году произошло особое событие в системе дополнительного образования детей — принятие и утверждение новой Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Этот документ определяет перспективы и приоритетные вопросы развития данной сферы как одного из стратегических направлений современного российского образования. Сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.

Качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива, который раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.

25 марта 2015 года в рамках практического семинара для заместителей директоров по учебно-методической работе учреждений дополнительного образования детей на базе Центра развития творчества детей и юношества (директор Маргарита Дерениковна Ибрагимова) состоялся семинар «Инновационный потенциал педагогического коллектива Центра как фактор повышения качества дополнительного образования».

Центр с 2003 года успешно работает в инновационном режиме, добиваясь гармоничного сочетания традиционных и современных технологий в обучении и воспитании детей. Был муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Разработка модели психолого-педагогической системы развивающей работы с детьми дошкольного возраста на основе интеграции деятельности педагогов и родителей». В 2013 году присвоен статус зонального учреждения в целях содействия творческой профессиональной деятельности работников учреждений дополнительного образования детей, объединения их усилий по совершенствованию системы дополнительного образования края, координации организационно-массовой и методической работы.

В настоящее время Центр является муниципальной инновационной площадкой и реализует проект «Методика физического воспитания обучающихся на основе традиционных казачьих средств». В 2014 году стал лауреатом краевого образовательного форума «Инновационный поиск».
Творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса, умение своевременно решать вопросы материального и финансового обеспечения, высокопрофессиональная деятельность педагогов дополнительного образования по формированию и сохранению позитивного имиджа учреждения тесно связаны с успехами Центра: в 2015 году директор учреждения Маргарита Дерениковна Ибрагимова внесена в Золотую книгу образования Краснодара, а педагоги дополнительного образования — победители региональных и всероссийских профессиональных конкурсов «Сердце отдаю детям», «Мой лучший урок», «Авторских дополнительных общеобразовательных программ». Многочисленны победы талантливых воспитанников.

Поэтому не случайно практический семинар начался с творческой заставки юных артистов образцовой театральной студии «Живое слово».

С интересом слушатели восприняли рассказ специалиста Краснодарского научно-методического центра о приоритетных направлениях инновационной деятельности образовательных организаций города Краснодара.

Основной блок работы представили педагоги Центра развития творчества детей и юношества:
— Ольга Викторовна Мудракова, заместитель директора по УМР — «Управление инновационным процессом в учреждении». С целью развития инновационной деятельности, совершенствования информационно-методического?сопровождения воспитательно-образовательного?процесса была составлена программа деятельности организации дополнительного образования детей. Результаты работы апробированы и внедрены в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей города Краснодара. Педагоги Центра принимают участие в муниципальных и краевых инновационных конкурсах, выставках, семинарах, научных конференциях, имеются выступления на муниципальных и краевых конференциях об опыте работы по методическому сопровождению инновационных процессов в дополнительном образовании детей. Результаты работы по реализации программы свидетельствуют о совершенствовании деятельности методической службы.

— Представлены фрагменты проведения педагогических советов с использованием интерактивных форм работы по темам: «Компетентностный подход в дополнительном образовании», «Современные педагогические технологии», «Планирование и реализация мероприятий, посвящённых Году литературы». Педагог дополнительного образования Александра Викторовна Ларина провела презентационную литературную викторину.

— Александр Петрович Карпухин, кандидат педагогических наук, руководитель инновационного проекта, педагог дополнительного образования рассказал об этапах реализации инновационного проекта «Методика физического воспитания обучающихся на основе традиционных казачьих средств». Данная форма работы наглядно продемонстрировала заместителям директоров о необходимости разработки проектов и участия в конкурсе инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования город Краснодар.

Результативно прошла такая форма работы как коллективный просмотр и обсуждение открытых мероприятий, которые провели победители финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»: педагоги дополнительного образования Лариса Клавдиевна Некрасова (презентация «Реализация системно-деятельностной технологии на занятиях по изобразительной деятельности» (к занятию «Сказочная ковань»), Лунара Юрьевна Саркисян (реализация технологий: игровая, коммуникативная, личностно-ориентированная, ИКТ на занятии «Путешествие в Лондон»), Людмила Владимировна Осадчая, заслуженный учитель Кубани, почётный работник общего образования РФ (реализация технологий: коллективная творческая деятельность и коммуникативная на занятии «Развитие навыка общения со зрительным залом в условиях постановочного процесса»). Проведённый Людмилой Владимировной тренинг показал высший класс профессионализма и мастерства!

Следующим этапом работы стала Мастерская профессионального роста, на которой рассмотрен вопрос «Новые подходы к разработке программ и конспектов занятий». Были даны некоторые рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и составлению конспектов занятий, предложена примерная схема конспекта занятия.

Завершился семинар информационно-методическим блоком специалиста, обсуждались нормативные документы, организация и проведение массовых мероприятий и конкурсов.

Каждый участник получил материалы семинара в печатном и электронном вариантах. По итогам встречи проведена анкета «Ваше мнение», в ней отмечена своевременность семинара, его насыщенность и глубокое содержание, востребованные формы проведения. Важен вывод, что педагог дополнительного образования должен быть в постоянном развитии: пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность. Педагогическая деятельность определяется не только наличием профессиональных знаний, развитых способностей к общению, эмпатии и рефлексии. Для педагога очень важно обладать потребностью и способностями к саморазвитию, самовоспитанию. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной и научно-практической деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном образовательном уровне, а это в свою очередь влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Т. В. Рябошапко,
ведущий специалист отдела анализа и поддержки воспитательного процесса
тел.: (861) 253-61-10