Время перемен: впечатления о конкурсных уроках

Для того чтобы стать настоящим учителем, мастером-профессионалом и победителем конкурса необходимо, по моему мнению, не только глубоко и всесторонне изучить предмет, овладеть методикой преподавания, но главное — иметь одно отличие от всех остальных. Некоторые называют это «искра божья».

Конечно, скажете вы, легко рассуждать, наблюдая за конкурсными испытаниями со стороны, но поверьте: те, кто пришёл на данное мероприятие в роли «наблюдателя» не может оставаться вне «процесса». Мы тоже волнуемся и пристально следим за «взлётами» и «падениями» кандидатов. Хорошо, что в этом году мы смогли в первый день познакомиться со всеми конкурсантами. Это позволило наметить маршрут посещения учебных занятий.

Второй конкурсный день. Иду с интересом на урок литературы в 7 классе, который проводит Игорь Олегович Гудков, учитель русского языка и литературы школы № 73. На доске читаю тему: «Реальность фантастического мира, или что нужно человеку для счастья?», а рядом вопрос: «А вы счастливы?» и сразу возникают ассоциации, вспоминается фильм «Доживём до понедельника»... но на этом ассоциации заканчиваются.

Оказывается, урок посвящён изучению рассказа Рея Бредбери «Каникулы». Вспоминаю только его «451 градус по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков». Мы в рамках школьной программы произведения этого автора не проходили. Как всё меняется!

Конечно, я оценивала изложение с точки зрения взрослого человека. Педагог, по моему мнению, ярко изложил биографию писателя, обратив внимание на важность и ценность образования. Он заставил ребят размышлять, думать, задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, умело используя различные образовательные технологии.

Для создания эмоционального настроения, созвучного изучаемой теме, ребятам была предложена музыкальная композиция «плач китов». Я в который раз убедилась, какая сила дана учителю, как внимательно и трепетно надо относиться к трактовке и изложению учебного материала. И ещё я поняла, как сложно работать в незнакомом классе, под пристальными взглядами членов жюри. Урок подходит к завершению. Игорь Олегович просит ответить на вопрос, написанный на школьной доске. Как он его удачно обыграл, предложив просто стереть знак вопроса в конце предложения! А мне захотелось ещё раз перечитать произведения этого прекрасного писателя.

Заходя в класс на второй урок, я сразу обратила внимание на солнечную, излучающую позитивные эмоции Валентину Владимировну Драгунову, учителя русского языка и литературы школы № 89, которая уже о чём-то оживленно советовалась с ребятами. Начинается урок, тему формулируют сами ученики: «Количественные числительные».

Уже с первых минут было видно, как комфортно учителю с детьми, а ребятам с наставником! Каждый правильный ответ не оставался без похвалы. Подбадривая учеников, Валентина Владимировна создала атмосферу успешности, а работа в группах позволила раскрыть индивидуальные качества каждого, одновременно воспитывая чувство коллективизма.

Это был урок-путешествие по залам необычного музея. В первом зале ребята увидели, как передавали в древней Руси информацию, на каких носителях. Им была дана возможность своими руками пощупать листы бересты, увидеть древние надписи. Во втором зале «эпоха просвещения» к большому удовольствию все получили для письма настоящие перья и выполняли ими задания по теме урока, используя настоящие чернила. В третьем зале «Век техники и новых технологий» печатали на машинке. Завершением работы явилось создание книги. А как интересно была проведена динамическая пауза! Дети не только выполнили физические упражнения, но и в процессе зарядки усвоили такие понятия как «локоть», «сажень», «косая сажень». Прозвенел звонок, а ребята долго ещё не уходили из класса, задавая всё новые вопросы.

К моему большому сожалению, полученных баллов Игорю Олеговичу и Валентине Владимировне не хватило, чтобы войти в десятку сильнейших. Но творческие конкурсы, в значительной степени, субъективны. Смею предположить и очень надеюсь, что пройдёт немного времени, а имена этих молодых педагогов и их воспитанников мы услышим среди победителей будущих конкурсов.

Марина Викторовна Голионцева,
специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79