Современные подходы к качеству и системе обучения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике

В рамках XII Краснодарского педагогического марафона на базе лицея № 4 для учителей математики в течение трех дней работали секции различных направлений. Педагогические мастерские и семинары-практикумы позволили всем желающим учителям услышать и быть выслушанными по самым востребованным и наболевшим вопросам преподавания математики.

Остановимся на конкретном дне — 26 марта. Этот день был посвящён современным образовательным технологиям на уроках и методическим рекомендациям по некоторым аспектам совершенствования подготовки к экзамену по математике базового уровня.

Открыла семинар доцент, кандидат педагогических наук, автор многочисленных книг и учебных пособий В. Н. Сукманюк.

Валерия Николаевна регулярно выступает перед учителями города и края. Ораторское мастерство и глубокое понимание темы доцент продемонстрировала на решении 18, 19, 20 заданий базового уровня ЕГЭ. Задание 20 относится к разряду «задач на смекалку» и в таком виде присутствует в многочисленных сборниках по занимательной математике. Решение таких заданий повышает мотивацию к изучению математики, развивает мышление учащихся. Задание 19 — задача на конструирование числа с заданными свойствами. Для её решения нужно повторить с учениками признаки делимости. При решении задачи можно использовать разумный перебор. Важно отметить, что в ответе необходимо записать только одно из чисел, обладающих нужными свойствами. Валерия Николаевна рекомендовала задачи такого плана давать детям уже с 5 класса, ведь именно в этом юном возрасте у учащихся высок интерес к увлекательным сторонам математики.

Своим опытом поделились учителя: Ольга Викторовна Ивкина с темой «Использование облачных технологий на уроках информатики и математики» (гимназия № 3); Елена Александровна Дробышевская — «Видеоурок как средство активизации и интенсификации обучения» (СОШ № 52); Лариса Евгеньевна Зайцева «Игровые технологии на уроках математики» (СОШ № 83); Елена Фёдоровна Шупилова «Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся на уроках математики (5, 6 класс) в условиях ФГОС» (СОШ № 89).

СОШ № 49 представила сразу двух участников секции: Оксану Александровну Мерзлякову и Ирину Васильевну Симонову. Они рассказали о роли дидактических игр в обучении математики и развитии пространственного мышления на уроках геометрии.

Не остались в стороне и молодые учителя математики и информатики. После повышения квалификации на курсах и посещения многочисленных мастер-классов Екатерина Вячеславовна Дорофеева (лицей № 90) остановилась на проблемах ИКТ-компетентности: использование современных программ и технологий широкого назначения и следование нормам безопасности, а Ирина Васильевна Хребтова (СОШ № 70) рассказала о необычных системах счисления в обычной жизни.

Учителя, пришедшие на семинар, с удовольствием отметили выступление Ольги Викторовны Ивкиной, которая познакомила с применением использования облачных технологий в образовании. Это электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и учителей, интерактивная приёмная и другое, тематические форумы, поиск информации, где ученики могут решать определённые учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.

Елена Александровна Дробышевская задалась вопросом — зачем видеоуроки учителю и какие существуют программы для их создания. Они избавляют нас от рутины при объяснении материала. Представьте, если ваша презентация ещё будет рассказывать за вас материал; можем наглядно показывать работу прикладных программ; свои видеоуроки можно использовать, где угодно и когда угодно (самостоятельное изучение материала, факультативы, кружки, подготовка к ЕГЭ, ...). Из её опыта учителя вынесли необходимые истины, что видеоурок не должен превышать 10-14 минут, и следует учитывать возрастные особенности учащихся.

Константин Ушинский писал, что «в деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», а другой известный педагог, Василий Сухомлинский, обращал внимание на то, что «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Учитель, несомненно, должен быть специалистом по формированию мотивации, так как качественное образование без этого невозможно. Сегодня нельзя учить, как вчера. Ученики стали другими, мы вынуждены менять инструменты и механизмы обучения, и нам, педагогам, должны помочь в этом современные образовательные технологии и желание с ними работать и меняться самим.

О. Н. Гаврикова,
главный специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса
(861) 259-21-79