Дни учителя географии: VI методическая конференция

Ежегодно в апреле месяце географы города Краснодара готовятся и ждут, когда наступят Дни учителя географии в рамках Краснодарского педагогического марафона — мероприятия, дающие возможность поделиться своим опытом с другими учителями, где можно не только научить других, молодых или опытных коллег, но и поучиться самому, найти ту «изюминку, которой не хватало».

Дни учителя географии начались 23 апреля с VI методической конференции «Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию: Внедрение новых стандартов», которая прошла в гостеприимной СОШ № 35.

24 апреля в гимназии № 23 был проведён круглый стол «Методическая система работы учителя географии», на котором выступающие говорили о своей профессиональной деятельности.

Более пятидесяти учителей географии, заместителей директора стали участниками Дней учителя географии. Очень жаль, что не все учителя посещают такие методические мероприятия. Но об этом не сейчас...

На пленарное заседание методической конференции, в первый День учителя географии, было отобрано восемь выступлений. Это не много, но сообщения были важными и нужными, все участники слушали выступающих заинтересованно, никто не остался равнодушным.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии географического факультета Московского педагогического государственного университета Елена Александровна Беловолова считает основной задачей ФГОС нового поколения «умения пользоваться различными источниками информации, способы интегрирования этой информации и отображения ее на карте, умения ориентироваться в пространстве и вести наблюдения в географической среде, прогнозировать её изменения и тенденции развития, ставить перед собой цель и достигать её, содействовать развитию малой родины».

Эти идеи нашли широкое воплощение в учебно-методическом комплексе «География» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией В. П. Дронова. Можно сказать, что в таком направлении прошли все выступления на VI методической конференции географов города.

«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках географии в 8-11 классах» — это тема выступления Светланы Николаевны Мамедовой — заместителя директора по УМР, учителя географии СОШ № 53, которая, проработав 20 лет в одной школе, разработала контрольно-измерительные материалы для учащихся, которые испытывают затруднения при изучении отдельных тем. Учитель активно применяет основную идею деятельностного подхода: новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности.

Учитель географии гимназии № 54 Елена Станиславовна Гадалова предложила тему «Использование геоинформационных систем в преподавании географии». Географическая информационная система, ГИС — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных). Разработка и использование ГИС являются новым этапом развития картографического метода изучения географии, основанного на использовании самой современной вычислительной техники. Школьную ГИС в обучении географии можно использовать в таких направлениях, как умение читать географическую карту; проводить измерения и расчеты по картам; определять по картам географические координаты объектов; возможность совмещения карт разного масштаба; построения трехмерной модели; анализ статистических данных. А так же школьная ГИС позволяет построить собственную цифровую карту, что делает учебный процесс достаточно увлекательным для учащихся. Выступление учителя раскрыло новый метод в обучении школьников, хотя в данной работе есть проблемы: слабая техническая база школы, отсутствие методической литературы по использованию ГИС в учебном процессе.

Светлана Петровна Тетеря — заместитель директора по УМР, учитель географии СОШ № 84, рассказала о «Формировании географических образов в процессе изучения школьного курса географии». Географическое моделирование образа страны — это одно из наиболее интересных и перспективных направлений развития географической науки, так как географический образ — совокупность ярких характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реалии пространства.

Учитель географии СОШ № 78 Инна Сергеевна Яровая рассказала об использовании новых педагогических технологий, а именно проектной и исследовательской деятельности, в своём выступлении «Организация проектной деятельности учащихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС с использованием УМК «География» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией В. П. Дронова», которая становится неотъемлемой частью её педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических (обучающих, воспитательных, развивающих), практических (реализация комплексного подхода к результатам обучения) и социальных (удовлетворение какой-либо социальной потребности). Широкие возможности для применения проектных технологий дают рабочие тетради, входящие в УМК «ВЕНТАНА-ГРАФ», такие как «Дневник географа-следопыта».

Лилия Павловна Казанцева — учитель географии гимназии № 18, в своём выступлении «Особенности преподавания географии на ступени основного общего образования в сфере реализации ФГОС второго поколения» представила присутствующим УМК «Полярная звезда» издательства «Просвещение». В этом году учитель впервые работает по курсу географии в 5 классах и в своей каждодневной работе делает акцент на творческие задания, которые стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков. Это и рисование образа феи географии, определение основных правил работы с контурными картами, путешествие вглубь Земли и необычные домашние задания для родителей! Творческий ребёнок с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации и несколько ответов на один вопрос.

Выступление по теме «Формирование навыков и умений исследовательской работы на уроках и во внеурочной деятельности по географии» представила Надежда Григорьевна Косякина — учитель географии лицея № 4. Предполагается, что в процессе обучения осуществляется одновременное формирование умений и навыков. Однако, умение — это первый этап овладения навыком, а навык — система закрепленных действий. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, подчеркнул учитель, позволяет формировать у учеников комплекс универсальных учебных действий, среди которых особо следует отметить коммуникативные.

В наше время стремительных перемен школа призвана готовить людей, способных нестандартно мыслить, принимать неординарные решения и быстро адаптироваться в современных условиях. Потому, как никогда, развитие творческих способностей является наиважнейшим моментом в становлении ребёнка как личности.

Учитель должен заинтересовать, научить, сделать так, чтобы ученик с радостью брался за дело, осознавая значимость и необходимость творчества. Елена Викторовна Брынцева — учитель географии гимназии № 44 рассказала о внеурочной деятельности учащихся: «Экскурсия как форма организации образовательного процесса». Внеурочная деятельность — это деятельность, которая организуется во внеурочное время и является частью учебно-воспитательного процесса. Хорошо продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать: инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Учитель географии лицея № 64 Анастасия Викторовна Марухно предложила «Игровые виды деятельности на уроках географии. Музыкальный реп-урок». Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Анастасия Викторовна рассказала о необычном уроке в 7 классе по теме «Географическое положение России», который она провела с помощью молодёжной музыки и образовательного текста. Выступление получилось очень динамичным, ярким и весёлым.

Марина Ивановна Третьякова, учитель географии СОШ № 73, с 19 по 23 апреля 2015 года принимала участие в педагогической экспедиции «Заповедными тропами России» по Республики Калмыкии. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с Калмыцким республиканским институтом повышения квалификации работников образования провёл Всероссийскую научно — практическую конференцию «Образовательный процесс в условиях новой образовательной парадигмы: от предметности к метапредметности», на которой был представлен опыт и краснодарских педагогов. Марина Ивановна поделилась впечатлениями об участии в конференции, где она выступала с докладом «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в 7 классе на основе УМК „ВЕНТАНА-ГРАФ“», о поездке, показала красочную презентацию о природе, познакомила с культурными объектами Калмыкии.

В заключение мероприятия выступила Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, с пожеланиями дальнейшей плодотворной работы в образовании. Потому что система образования должна подготовить подрастающее поколение, людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основным направлением в жизни, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

Игорь Александрович Морев, кандидат сельскохозяйственных наук, главный специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, провёл с учителями рефлексию, прокомментировав выступления каждого докладчика, дал советы, ответил на вопросы присутствующих. И. А. Морев, поблагодарив всех участников конференции за интересное мероприятие, отметил, что данная форма работы даёт возможность учителям, встречаясь, обмениваться профессиональными достижениями и личным опытом.

Участники конференции оставили положительные отзывы о проведённом мероприятии. Так, Е. С. Гадалова, учитель гимназии № 54, написала: «Спасибо за возможность выступить на педагогическом марафоне, конференции географов! Я впервые на таком мероприятии, где можно получить новые знания, опыт, впечатления. Было очень познавательно, интересно, приятно пообщаться с коллегами, с которыми есть общие цели. Очень хочется отметить атмосферу, которая царила в зале, складывается впечатление, что попал в команду уже давно знакомых тебе людей, с которыми чувствуешь себя очень комфортно».

Все выступающие получили дипломы. Материалы их выступлений будут размещены в муниципальный банк данных результативного инновационного педагогического опыта.

Н. М. Овсянникова,
ведущий специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79