Новые стандарты во внеурочной деятельности учителей образовательной области «Искусство»

Дети — бесценный дар, кладезь эмоций и ощущений. Каждый ребёнок талантлив от природы, в нём заложено творческое начало. Задача взрослых — развивать это начало, а не загонять его под определённые рамки. Особая задача ложится здесь на преподавателей дисциплин художественно-эстетического цикла.

Специфика уроков музыки и изобразительного искусства более точно отвечает потребностям личности ребёнка младшего школьного возраста. В отличие от уроков для учащихся других возрастных категорий для младших школьников актуальна игровая деятельность, поэтому уроки музыки и рисования, знакомство с искусством настолько значимо в начальной школе.

При вхождении в учебную деятельность ребёнку сложно переключиться от содержательных и сложных предметов к занятиям музыкально-художественной деятельности. Эти уроки влияют на ребёнка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя его здоровье. Существует множество программ по преподаванию этих предметов в начальной школе, на которые опираются учителя, и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребёнка и на роль искусства в его жизни. Но самое главное, не как обучить своих учеников музыке и рисованию, а как их увлечь! Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать её тематическое построение, всё должно быть последовательно и органично, однако план урока или занятия должен быть у учителя в голове, о чем ребята догадываться не должны. Общее художественно-эстетическое воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека, какую бы программу педагог не выбрал. Но как важно, чтобы предметы художественно-эстетического цикла вели профессионалы, учителя музыки и изобразительного искусства со специальным образованием! Ведь все они владеют инструментом, а ученики больше любят слушать «живую» музыку или видеть картины, написанные учителем.

Особое внимание новые стандарты отводят внеурочной деятельности учащихся. При этом следует помнить, что время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы.

Виды деятельности могут быть самые различные: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, ритмические ансамбли, викторины, исполнительская деятельность. Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой — носить «терапевтический» характер и дарить детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на внеурочных занятиях является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.

Дети, которые приходят из детского сада в начальную школу, обладают примерно одинаковыми навыками и умениями. Они все любят рисовать и петь. Учить видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду — задача педагога-учителя и воспитателя.

Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для её организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы и конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады и конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Здесь же реализуются и возможности образовательных учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.

Важная роль во внеурочной деятельности отводится учителям-предметникам художественно-эстетического цикла. Они приняли активное участие в подготовке методических материалов для педагогического марафона. XII Краснодарский педагогический марафон «Творчество — универсальный путь развития личности» стал площадкой мастерства учителей музыки и изобразительного искусства, где выступающие делились опытом проведения внеурочной деятельности и различными формами и приёмами, используемыми на уроках.

В марафоне приняли участие 101 человек, 22 из них — учителя 6 территорий Краснодарского края. Расширение границ марафона является особенностью этого года. Мероприятия марафона проводились в форме семинарских и практических встреч (мастер-классы).

Следует отметить мастер-классы, проведённые учителями музыки СОШ № 96 Аллой Васильевной Жогиной «Особенности внеурочной деятельности в работе с детским театральным коллективом», учителем изобразительного искусства СОШ № 89 Алёной Анатольевной Мороз «Методика изготовления открытки в техниках оригами и объёмной аппликации», учителем изобразительного искусства Оксаной Анатольевной Третьяченко СОШ № 34 «Портрет с натуры одноклассника» и учителем музыки гимназии № 33 Ириной Николаевной Деньщиковой «Обучение игре на свирели».

О последнем мастер-классе расскажу подробнее. Свирель — это русский народный инструмент флейтового типа. Он довольно маленького размера. Ирина Николаевна использует пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по звукообразованию и строю.

Ирина Николаевна начинает обучение со второго класса. Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, привитию художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности, формирует любовь к прекрасному. Мы увидели, как радуются дети встрече с учителем, предвкушая совместную работу.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребёнка, способствовать развитию воображения, объёма непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которую мы увидели у Ирины Николаевны. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объём непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребёнка лежит в его эмоциональной сфере. Наверное, это и объясняет такое желание «бежать» на занятия.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим. Через эти занятия решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее. Вот всё это мы могли понаблюдать у Ирины Николаевны Деньщиковой на занятии во внеурочной деятельности. Мастер-класс начался в 14 часов, середина дня, детям начальных классов в это время хочется покушать и полежать, а они в — припрыжку бегут на занятия! Мастер-класс закончился концертом, где каждый ученик был артистом.

На примере этого занятия мне хотелось сказать о том, что очень во — время введён стандарт второго поколения, и в умелых руках профессионального педагога дополнительные занятия могут стать очень важными в развитии личностных качеств и помочь в определении жизненного пути.

А, может быть, с этого маленького русского инструмента начинается воспитание патриотизма и любви к Родине?!

Л. В. Волкова,
ведущий специалист отдела профессионального развития педагогических работников
(861) 253-61-10