Пути модернизации географического образования

Кто-то с грустью смотрит на календарь, считая последние дни уходящего лета. Но только не учителя географии! Не смотря на сюрпризы погоды, уютный зал 35-й школы собрал более девяноста педагогов города Краснодара, неравнодушных к своему делу и интересующихся последними новостями из мира образования.

По уже сложившейся традиции, открывал августовское совещание учителей географии города Краснодара Алексей Александрович Оробец — начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра. Он был рад приветствовать учителей, как старшего поколения, так и молодых творческих педагогов, за которыми будущее школьной географии, и выразил надежду, что сегодняшняя работа на данном мероприятии будет плодотворной, интересной, насыщенной.

Алексей Александрович отметил, что важную роль в обеспечении качества образования играет выбор учебно-методических комплексов. Научно обоснованное содержание, методическое разнообразие и качественное исполнение — вот требования к современным УМК по географии. В наибольшей степени этим требованиям соответствуют учебники, подготовленные авторским коллективом под руководством В. П. Дронова, выпущенные издательским центром «ВЕНТАНА-ГРАФ».

В ходе совещания «Преподавание географии в условиях введения Федеральных государственных стандартов второго поколения. Модернизация образования» были рассмотрены актуальные вопросы географического образования. Учителя говорили о направлениях в мотивации успешной деятельности учащихся, обсуждали изменения в официальных документах, результаты государственной итоговой аттестации, делились опытом получения практических навыков географии во внеклассных мероприятиях. Но обо всём по порядку.

Наталья Маратовна Овсянникова — ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра — выступила с докладом «Преподавание географии в условиях введения ФГОС второго поколения. Практическая направленность как успешная мотивация учебной деятельности». Главная задача педагога, акцентировала внимание Наталья Маратовна — мотивировать успешную деятельность учащегося, помочь ребёнку овладеть не только знаниями и умениями, но и подготовить его к школе жизни. Специфика внедрения личностного подхода в педагогическую практику заключается в том, что учитель должен видеть в каждом ребёнке черты, свойственные именно ему, а не абстрактному представителю определённой возрастной группы. Необходимо создавать условия и для повышения уровня профессиональной компетентности учителей и осмысления педагогической сущности, и возможностей деятельностного подхода в достижении планируемых результатов обучения в условиях внедрения ФГОС ООО.

Учитель географии школы № 31 Елена Ивановна Шапарева поделилась с коллегами опытом, полученным на краевом семинаре учителей географии летом в посёлке Никитино Мостовского района по теме «Практическая направленность преподавания географии в условиях введения ФГОС ООО», в котором приняли участие шесть краснодарских педагогов. На семинаре обсуждались проблемы практической направленности преподавания географии с реальными географическими объектами, то есть проведение наблюдений со школьниками, экскурсий, полевых занятий, школьных экспедиций в рамках учебных проектов, работа на географической площадке в урочное и внеурочное время.

«Одним из самых ярких воспоминаний от поездки, было посещение настоящей метеорологической станции на месте бывшего аэродрома посёлка Псебай. Метеорологические приборы, современное рабочее место опытного специалиста-метеоролога, ухоженная территория метеоплощадки не оставили равнодушным никого!» — с восхищением рассказывала Елена Ивановна. И, как в продолжение повествования, опытный педагог Е. И. Шапарева рассказала о том, что большое количество времени уделяет внеклассным мероприятиям. Так, увлекательная игра «По туристическим тропинкам», в пределах школьного двора, позволяет ребятам начальных классов получить навыки и умения, которые пригодятся им для изучения начального курса географии.

Эмоциональным было и выступление муниципальных тьюторов. Ведь перед ними стояла задача не только подвести итоги сдачи единого государственного экзамена, но и обозначить «западающие» задания, которые из года в год при государственной аттестации выпускников немного меняют свою структуру и формулировку.

Почему ЕГЭ и ОГЭ по географии всё реже выбирают? Наверняка, каждый учитель-географ не раз задавал себе этот вопрос. И если ЕГЭ по географии в 2015 году в Краснодаре сдавали 91 выпускник, то ОГЭ — всего 3. Можно, конечно, радоваться высоким баллам отдельных выпускников, таких в городе 13 с результатами от 85 до 100 баллов. Или среднему показателю по городу — 66,6 баллов, что выше краевого (65,3) и федерального (53). Но как быть, когда неудовлетворительную оценку «2» по России получают 16 % выпускников? Может быть введение обязательной сдачи двух предметов по выбору после 9 класса, в том числе и географии, изменит ситуацию?

Галина Валериевна Стеликова (гимназия № 69), Елена Валерьевна Мещерякова (СОШ № 89), Марина Анатольевна Благинина (СОШ № 100) и Ольга Ивановна Чуб (СОШ № 43) — муниципальные тьюторы, утверждают, что самыми сложными заданиями для выпускников являются задания из блоков «География населения России и мира» и «Земля как планета солнечной системы». Поэтому, на своих семинарах и консультациях, проводимых, как с учителями, так и с одиннадцатиклассниками, приглашёнными из разных школ, тьюторы уделяют большое внимание разбору именно «западающих» заданий.

Другой, немало важный вопрос, волнующий всех и каждого, это аттестация учителя. И здесь, бесспорно, профессионалом в своём деле является руководитель одной из экспертных групп по аттестации педагогов, Марина Ивановна Третьякова (СОШ № 73). Грамотные, ёмкие комментарии, четкие инструкции специалиста и последовательность действий учителя — главный ключ к успешной аттестации педагога.

Надежда Борисовна Лысенко (гимназия № 23), руководитель методического объединения учителей географии, представила отчёт городского методического объединения учителей географии за 2014/15 учебный год. «Все заявленные мероприятия выполнены. Особо нужно отметить работу тьюторов, их консультирование на протяжении всего года, подготовку к государственной аттестации, как учителей, так и выпускников; проведённые мастер-классы Лилией Павловной Казанцевой, педагогом гимназии № 18, а также всех учителей, готовых всегда поделиться своим опытом с молодыми педагогами, в том числе и в рамках «Школы молодого учителя».

Надежда Борисовна призывала активнее участвовать в традиционных апрельских Днях учителя географии в рамках педагогического марафона, различных муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах: «Учитель года», ПНПО, «Мой лучший урок», «Лучший блог», «Лучший предметный кабинет», а также не боятся выступать со своими проектами и предложениями на подобных семинарах и совещаниях. Весь зал дружно приветствовал молодого учителя географии СОШ № 78 Елизавету Андреевну Гришину, лауреата конкурса «Учитель года города Краснодара-2015»!

Самым активным членам методического объединения были вручены грамоты за плодотворную работу по повышению географической грамотности учащихся, привитие им интереса к предмету географии и высокий профессионализм учителей географии.

О сотрудничестве с Русским географическим обществом, которому в этом году исполнилось 170 лет, рассказал член Совета Краснодарского регионального отделения РГО Алексей Александрович Оробец. Направления деятельности Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, в работе которых принимают участие, как педагоги, так и учащиеся города Краснодара, разнообразны. Членами организации ведётся просветительская, природоохранная, исследовательская работа. Многие мероприятия и конкурсы проводятся в сотрудничестве с КРОРГО, председателем которого является Иван Геннадьевич Чайка.

Наталия Николаевна Воробьёва, учитель географии гимназии № 44, поделилась впечатлениями о поездке в Научный центр морских технологий, который находится в посёлке Лермонтово. Команда «Черноморец» учащихся гимназии заняла I место в V открытом краевом интеллектуальном конкурсе «Самое синее в мире...» в 2014 году, организованном Краснодарским региональным отделением Русского географического общества. Эта поездка стала главным призом для ребят из гимназии № 44 города Краснодара. Ребята не только отдыхали и купались в море, но и занимались научной деятельностью с руководителем комиссии проблем Чёрного и Азовского морей Краснодарского регионального отделения РГО Борисом Дмитриевичем Елецким. По мнению ребят, поездка на черноморское побережье получилась увлекательной и познавательной.

По традиции, завершая августовское совещание, Алексей Александрович Оробец подвёл итоги и предложил провести семинар по отчетам пилотных школ, где будет представлен опыт работы учителей географии по новым стандартам.

Н.М. Овсянникова,
ведущий специалист
(861) 259-21-79