Обновление содержания и методики преподавания химии при введении ФГОС

В преддверии нового учебного года по традиции учителя города Краснодара собрались на августовское совещание практически в полном составе. В этом учебном году первые пилотные школы переходят на преподавание предмета «Химия» в 8 классе по ФГОС ООО в условиях поэтапного его внедрения. Поэтому главным вопросом совещания стало обновление содержания и методики преподавания химии при введении ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решать поставленные задачи, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.

Какой же учебник выбрать педагогу, чтобы реализовать все требования, предъявляемые к результатам и условиям освоения химии?

Автор учебника химии С. А. Сладков (издательство «Дрофа»), приглашенный на совещание, представил вниманию коллег (именно коллег, так как сам является учителем московской школы и даже финалистом профессионального конкурса «Учитель года города Москвы — 2010») ряд методических пособий, которые позволят не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам линии и интернет-ресурсы.

Ведущая идея, которая легла в основу нашего УМК, заключается в том, что знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, рассказал Сергей Анатольевич. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Д. И. Менделеева.

Выступление автора вызвало интерес учителей-предметников. Задавались вопросы о роли химического эксперимента в структуре программы. Спорным, по мнению коллег, является группировка практических работ в блоки — химические практикумы. Однако, автор ответил, что есть и плюс в такой группировке. Тогда практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности.
В ходе совещания рассматривались также новые нормативно-правовые и инструктивно-методические материалы по предмету, проводился сравнительный анализ результатов сдачи выпускниками ЕГЭ и ОГЭ в 2015 году. Учителя услышали ответы на волнующие их вопросы по оформлению рабочих программ.

Совещание получилось плодотворным, нужным и актуальным.

Е.А. Гофербер,
ведущий специалист
(861) 259-21-79