Знать нашу историю – значит знать источники наших успехов

Изучение истории и обществознания значимо для формирования базовых национальных ценностей российской молодёжи. Изучение этих школьных дисциплин можно рассматривать как одно из педагогических средств воспитания толерантной личности гражданина России. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности российского гражданина сформирована система базовых национальных ценностей.

Эти вопросы обсуждались на традиционном городском августовском семинаре-совещании «Формирование профессионального мастерства учителей истории и обществознания ОО г. Краснодара в рамках модернизации системы общего среднего образования в муниципальном образовании город Краснодар в 2015/16 учебном году», проходившем 27 августа 2015 года на базе опорной школы № 32. На нём присутствовало 141 человек, представившие все школы города.

Данные проблемы решались в выступлениях И. В. Антиповой и Ю. Ю. Боцевой — специалистов Краснодарского научно-методического центра, Т. С. Порфирьевой — руководителя городского методического объединения, Т. И. Беляевой и Е. А. Чернышовой — тьюторов по истории и обществознанию, работников художественного и историко-этнографического музеев.

Ирина Владимировна Антипова осветила актуальные вопросы обновления структуры и содержания исторического образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Историко-культурного стандарта в контексте «Концепции нового учебно-методического комплекта», основанного на современных подходах исторической науки и содержании школьного курса отечественной истории.

И. В. Антипова подробно остановилась на нормативно-правовой базе преподавания истории и обществознания, на особенностях преподавания истории и обществознания в 2015/16 учебном году, на изменениях федерального перечня, внесенного в учебники истории в 2015 году (утверждёны три линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»), на переходе на новую систему преподавания истории в основной и средней школе, на результатах государственной итоговой аттестации в 11-х и 9-х классах, на оценке профессиональных достижений педагога как важнейшем ресурсе в условиях реализации Приоритетного национального профессионального образования (ПНПО).

В соответствии с утверждённым Российским историческим обществом «Концепцией нового УМК по истории России» и примерной основной образовательной программой основного общего образования, произошёл отказ от системы концентров. Так, история России изучалась с 6 по 9 класс и затем в 10, 11 классах шло повторение всего курса. Новая структура представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где ХХ век изучается в 10 классе, начиная с Первой мировой войны, а не с Российской империи в начале ХХ века, как было раньше. Переход 5-9 классы основной школы на ФГОС происходит постепенно. В 2015/16 учебном году обучение предметной области «Общественно-научные предметы» с учётом требований ФГОС планируется в 5 классе, в 2016/17 учебном году на ФГОС переходит 6 класс.

Юлия Юрьевна Боцева проанализировала «Концепцию нового учебно-методического комплекса по истории России», которая включает в себя новый историко-культурный стандарт. Юлия Юрьевна сравнила историко-культурные стандарты 2013 и 2015 годов. Оба они содержат принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории с перечнем обязательных к изучению тем, понятий, терминов, событий и персоналий, а также "трудных вопросов".Отличия нового стандарта заключаются в универсальности, формировании единого научно-образовательного пространства в сети Интернет, системно-деятельностном подходе, изменением структуры курса с концентрической на линейную систему, уменьшением трудных вопросов с 31 до 20.

Учителя истории и обществознания города Краснодара в качестве методической помощи получили на электронном носителе следующие материалы: текст нового историко-культурного стандарта, презентация ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, федеральный перечень учебников по истории 2015 года, рекомендации 2015 года министерства образования и науки Краснодарского края по составлению рабочих программ, учебный план ОО 2015/16 учебного года, методические рекомендации Института развития образования Краснодарского края кафедры обществоведческих дисциплин, примерную основную образовательную программу основного общего образования с реестра РФ, Демоверсии 2016 года по ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.

Все проблемы, которые рассматривались на августовском совещании, будут более подробно и основательно изучаться на семинарах, мастер-классах и других мероприятиях методического объединения учителей истории и обществознания города Краснодара.

И.В. Антипова,
ведущий специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса
(861) 259-21-79