Первые шаги в профессии «учитель»

Какие они эти первые шаги? Они, могут быть, максималистски целеустремленными, самоуверенными — я всё знаю и умею, научу и школьников; овеянные романтикой — работать буду с детьми, а это здорово и интересно, постоянно самосовершенствоваться, учиться и не унывать, всегда быть в курсе событий, с оптимизмом смотреть на жизнь.

Такие мысли зачастую окрыляют молодых учителей, им хочется дерзать и творить, внедрять новые технологии, изменять процесс обучения. Планов в голове — хоть отбавляй.

Но вот и порог школы, класс, ребята, которых ты хотел видеть и научить учиться. И не все так просто, как казалось раньше. Программы, КТП, планы, тетради, журналы... И все эти документы необходимо вовремя писать и заполнять, а опыта никакого. А ещё, конечно же, вести уроки, занятия, кружки, да так, чтобы затронуть сердце каждого ученика, чтобы проживать вместе с ним мельчайшие моменты постижения истин, вести исследования и делать открытия, удивляться и любить дом, семью, Родину, жизнь.
Главное — не спасовать, преодолеть эти первые трудности, найти друзей в педагогическом коллективе, обратиться к наставнику, быть открытым, доброжелательным, ответственным и в меру строгим, потому что в школе без этого нельзя.

Школа — это целый мир, где проходит большая часть жизни учителя. И не понимать этого — значит заведомо обрекать себя на серое однообразное существование и тоску. Надо учиться жить в профессии и получать радость даже от самых маленьких побед.
В настоящее время престиж профессии «учитель» растёт с каждым годом, о чём свидетельствует приток молодых учителей в школы города Краснодара. Их количество составляет около 22 %. Профессию педагога стали выбирать и мужчины.

В результате модернизации образования созданы благоприятные условия для творческого подхода учителей к работе с детьми: оборудованы учебные кабинеты, оснащены рабочие места педагогов (компьютеры с выходом в Интернет, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, электронные книги, учебники, приложения, лабораторное оборудование).

С целью социальной поддержки молодых учителей, проработавших в школе один год, администрация города Краснодара с 2013 года выделяет по 25 тыс. рублей. С 2011 года молодым учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования со стажем работы от одного года до пяти лет и в возрасте до 30 лет ежегодно выплачивается грант главы администрации города в размере 50 тыс. рублей на конкурсной основе. За это время более 500 молодых педагогов, участвовавших в профессиональных конкурсах «Учитель года города Краснодара», «Учительские весны», «Педагогические весны», показавших высокие результаты, получили грант.

Участникам конкурса «Учитель года города Краснодара» выделяются бесплатные путевки в спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка» у берега Черного моря в летний период.

Для молодых учителей края и города проводятся молодежные смены на Крымской поляне «Регион-93», где в течение недели работают дискуссионные площадки с представителями власти, преподавателями вузов; учителя-профессионалы показывают мастер-классы. Участники Форума ходят в походы, демонстрируют свои способности в соревнованиях, играх, концертных программах, творческих проектах.

Краснодарский научно-методический центр для повышения мастерства и опыта молодых учителей практикует такие формы работы, как ШМУ (школа молодого учителя по каждому предмету), открытые уроки учителей-профессионалов, а также Форум молодых учителей в рамках Краснодарского педагогического марафона и августовские семинары.

Огромную помощь оказывает молодым учителям и блог Ассоциации профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара», сообщество учителей математики МТИ (Мастерство. Творчество. Инновации) Методическая копилка, советы, общение, рекомендации — всё это даёт возможность расти и развиваться учителю.

В школах города получила дальнейшее развитие Школа наставничества и тьюторства.

Введение ФГОС расширило возможности учителя в получении профессиональной переподготовки. Учителя города повышают квалификацию в очной, заочной и дистанционной формах обучения в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Томск, Сочи).

Именно об этом шёл заинтересованный разговор на семинаре молодых учителей 22 сентября в гимназии № 3, где перед 65 участниками выступили: директор Краснодарского научно-методического центра Федор Иванович Ваховский, начальник отдела анализа и поддержки образовательного процесса Лариса Петровна Старченко, главный специалист Галина Ивановна Петриченко, специалист Юлия Юрьевна Боцева.

Участников семинара интересовали следующие вопросы: повышение квалификации, заработной платы, аттестации учителя, участие в конкурсах, создание рабочих программ и КТП, адаптация в школе, новые технологии.

На все вопросы были даны исчерпывающие ответы, предложены контактные телефоны, сайт КНМЦ и материалы семинара.

Н.П. Олофинская,
заместитель директора
(861) 253-61-10