Интернет-ресурсы на укоках географии: опыт работы опорной школы

Уже не первый год учителя географии активно используют информационные технологии. На уроках они служат для визуализации материала, для внесения в работу необходимого разнообразия.

Для демонстрации материала, чаще всего, используется PowerPoint. Информацию для презентаций можно взять из книг, с CD-дисков, Интернета. По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернета можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно.

Проблеме применения Интернет-технологий и использования Интернет-ресурсов на уроках географии был посвящён мастер-класс учителя географии гимназии № 18 Лилии Павловны Казанцевой в рамках презентации опыта работы опорной школы. Предалагаем познакомиться с тезисами выступления Л. П. Казанцевой.




Неразумно сводить широкие возможности Интернета только к общению с друзьями и знакомыми и заимствованию необходимых сведений с информационных сайтов? Интернет — огромная кладовая знаний, но ценные для вас материалы разбросаны по бескрайним лабиринтам Сети. В Интернете можно найти почти всё, но на поиски можно потратить слишком много времени.

Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть таит в себе множество возможностей, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе. Для этого педагогу нужно научиться самому ориентироваться в бескрайних глубинах сети, то есть находить нужное, отбрасывать лишнее.

Компьютер, подключенный к Интернету или информация, предварительно взятая в сети и необходимым образом подготовленная и адаптированная к учебному материалу, может быть использована при моделировании инновационных уроков. Применять Интернет можно в рамках любого курса школьной географии с 6-го класса (общее землеведение) до 10-го (экономическая и социальная география мира) и почти на любом уроке.

Интернет нужен как наиболее современное и доступное средство придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики. Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов.

Попробуйте рассказать шестиклассникам о шарообразности Земли, не имея глобуса. Ваши воспитанники вас вряд ли поймут. Для начального курса географии главным правилом должна быть умеренность и высокая образность «закачиваемой» информации.

В 6-м классе легко можно неумелыми действиями вызвать у детей пожизненную ненависть к географии как неживому и скучному предмету, повествующему об абстракциях — о холме вообще, о море вообще, о реке вообще. Поэтому именно курс общего землеведения, как никакой другой, необходимо расцветить, разукрасить географическими реалиями — портретами конкретных далеких и близких местностей, которые благодаря компьютерным технологиям могут представать перед изумленными учащимися вполне живыми.

Видное место в курсе физической географии России занимает информация о выдающихся природных объектах. Восьмиклассник должен знать с десяток крупнейших российских рек, 6-7 важнейших озер, 5-6 высочайших вершин и, разумеется, все моря, которыми омывается территория нашей Родины.

В большинстве учебников перечислены лидеры в наиболее известных природных «номинациях», но это сделано в текстовой форме, а для того, чтобы навсегда усвоить положение объекта, обязательно нужно обратиться к карте. Проблему может решить использование серии публикаций в Интернете материалов газеты «География», посвященных значимым природным объектам нашей страны.

Для формирования образа города не достаточно знать лишь его населенность. Восприятие должно быть комплексным и включать информированность о конфигурации городской территории, расположении важнейших жилых, промышленных и рекреационных зон, осведомленность о важнейших достопримечательностях. Для того чтобы получить подобные сведения, не нужно проводить выездные уроки в Берлине или Праге, достаточно лишь компьютера, подключенного к Интернету.


О возможностях применения Интернета на уроках географии можно говорить долго. Но учитель может использовать Интернет и для повышения своей квалификации. С сентября 2008 года Л. П. Казанцева обучается дистанционно в Педагогическом Интернет-университете «Первое сентября», который взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования на курсе «Интернет-ресурсы на уроках географии».

Знания, полученные при обучении, Лилия Павловна использует как для проведения уроков, так и для повышения информационной компетентности педагогов гимназии и учителей географии на семинарах и мастер-классах.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент презентации «Применение новых информационных (Интернет) технологий и Интернет-ресурсов в преподавании географии». Полностью со всеми материалами опорной школы можно познакомиться в гимназии № 18 (г. Краснодар, ул. Воровского, 229).

Алексей Оробец
начальник отдела развития образования
тел.: (861) 259-21-79