Учебно-методические комплекты по биологии

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен Решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Федеральный компонент базисного учебного плана не предполагает изучение в начальной школе самостоятельного курса биологии. Сведения о живой природе включены в содержание курса «Окружающий мир». В V классе основной школы предусмотрено обязательное преподавание предмета «Природоведение», на изучение которого отводится 70 часов в год (2 ч в неделю). По решению образовательного учреждения интегрированный предмет «Природоведение» может изучаться и в течение двух лет (V-VI классы). В соответствии с рекомендациями к ФБУПу в VI классе его преподавание может обеспечиваться за счет объединения часов, отводимых на изучение учебных предметов «География» (35 часов, 1 час в неделю) и «Биология» (35 часов, 1 час в неделю).

В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 часов (VI класс — 35 ч, VII класс -70 ч, VIII класс — 70 ч, IX класс — 70 ч).

По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени сократился на 35 часов (в VI классе) за счет перенесения их в региональный (национально-региональный) компонент для изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология».

На ступени среднего (полного) общего образования вводятся два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (1 час в неделю в X классе и 1 час в неделю в XI классе), на профильном уровне — 210 часов (по 3 часа в неделю в X и XI классах).

В старшей школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов, а также элективных курсов.
Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2008 года № 379 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год» утвержден Федеральный перечень.

В УМК по биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
— Разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу.
— Усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера, усиление внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни.
— Реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, как интеллектуальной, так и практической, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов.
— Формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации.
— Повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.

Особое внимание при разработке УМК по биологии в старшем звене общеобразовательной школы необходимо уделить отбору содержания образования в классах разных профилей, определению того минимума биологических понятий, которые должны быть усвоены в зависимости от профиля.

Состав УМК по биологии может включать следующие издания: программа, учебник, практикум, методические рекомендации к планированию учебного материала, рабочая тетрадь, дидактические материалы, книга для чтения, контрольно-измерительные материалы, справочная литература, учебные пособия по факультативам или элективным курсам, наглядные пособия (таблицы, гербарии, модели и др.), экранно-звуковые пособия, мультимедийное приложение (обучающие программы, электронные учебники).

Для основной средней школы — 5-9-е классы — издательством «Дрофа» подготовлены две завершенные линии учебно-методических комплектов по биологии. В первую линию вошли учебники, разработанные под редакцией Н. И. Сонина:
— 5-й класс: Плешаков  А. А., Сонин  Н. И. «Природоведение»;
— 6-й класс: Сонин  Н. И. «Биология»;
— 7-й класс: Захаров  В. Б., Сонин  Н. И. «Биология»;
— 8-й класс: Сонин  Н. И., Сапин  М. Р. «Биология»;
— 9-й класс: Мамонтов  С. Г., Захаров  В. Б., Сонин  Н. И., Агафонова  И. Б. «Биология».

Основные идеи данной линии учебников отражены в программе, декларирующей концентрическую структуру изложения учебного материала, т.е. в 6-9-х классах осуществляется базовый уровень подготовки школьников, а в 10-11-х классах предполагается возможность продолжить образование как на базовом, так и на профильном уровнях. Авторы предлагают оригинальную последовательность рассмотрения вопросов программы в 6-х и 7-х классах, в которых сначала изучаются особенности строения и функционирования живого организма, а затем показано многообразие существующих форм жизни. Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительный сведения, а также как источник вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать репродуктивную и творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.

Структура учебников вариативна и предполагает свободу творчества учителя. Содержание учебного материала включает проблемные вопросы вводного характера, задания, контрольные упражнения, обобщающие выводы. Разработана система заданий, развивающих такие приемы мыслительной деятельности, как обобщение, сравнение, классификация, систематизация. Оригинально конструируются тексты параграфов, в зависимости от смыслового назначения изменяется и логическое построение.

Вторая линия включает учебники, разработанные под редакцией В. В. Пасечника:
— 5-й класс: Пакулова  В. М., Иванова  Н. В. «Природоведение»;
— 6-й класс: Пасечник  В. В. «Биология»;
— 7-й класс: Латюшин  В. В., Шапкин  В. А. «Биология»;
— 8-й класс: Колесов  Д. В., Маш  Р. Д., Беляев  И. Н. «Биология»;
— 9-й класс: Каменский  А. А., Криксунов  Е. А., Пасечник  В. В. «Биология».

Данная линия учебников построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии). Для учебников рассматриваемой линии характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебники отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.

Учебникам данной линии характерен эколого-эволюционный подход к отбору содержания биологического материала. Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

Особенность методического аппарата заключается в том, что он направлен на организацию познавательной деятельности учащихся. Этому способствует то, что параграфы соответствуют темам уроков, а их текст разбит на смысловые части, проработана система закрепления знаний (вопросы по теме, работа по усвоению новых терминов и понятий). В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание. В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам.

Методические пособия для учителя содержат тематические и поурочные планирования по каждому году обучения, имеются авторская программа, рабочие тетради для учащихся и учителя.

Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И. Н. Пономаревой и соответствующую ей (третью) линию учебников:
— 5-й класс: Сухова  Т. С., Строганов  В. И. «Природоведение»;
— 6-й класс: Пономарева  И. Н., Корнилова  О. А., Кучменко  В. С. «Биология»;
— 7-й класс: Константинов  В. М., Бабенко  В. Г., Кучменко  В. С. «Биология»;
— 8-й класс: Драгомилов  А. Г., Маш  Р. Д. «Биология»;
— 9-й класс: Пономарева  И. Н., Чернова  Н. М., Корнилова  О. А. «Биология».

Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, включающим соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизацию содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главными концептуальными идеями УМК авторы называют реализацию системно-структурного подхода к обучению.

Содержание и структура учебников предполагает последовательное формирование общих биологических и экологических понятий курса. В основу развития понятий положены дидактические принципы научности и доступности. Учебный материал излагается в соответствии с принципом от общего к частному и это определяет его существенное отличие от остальных линий учебников. Изучение разделов курса биологии прослеживается на разных уровнях организации живой материи (клеточном, тканевом, органном, организменном, биоценотическом и биосферном).

Авторский коллектив сконструировал учебники согласно логике развивающего обучения, предполагающего концентрацию частных понятий отдельных глав и тем вокруг общих биологических и экологических понятий всего курса биологии. Содержательное и методическое построение учебников направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность.

Для реализации поставленных целей был разработан единый методический аппарат, который органично вплетен в содержательную часть. Он предполагает целенаправленную работу с новыми понятиями (выделения в тексте, наличие словарика терминов), организация усвоения нового материала (итоговая проверка блоков знаний, разнообразие форм и характера заданий), проведение практикума (лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения). Методическое оснащение включает авторскую программу, методические пособия для учителя и рабочие тетради для учащихся в двух частях.

Для данной линии учебников разработана программа экологической составляющей курса биологии в основной школе и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры.

В настоящее время осуществляется реформирование образования, одним из направлений которого является организация профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ. В соответствии с этим предполагается в 10-11-х классах изучение биологии на базовом и профильном уровнях. В связи с изменениями в содержании биологического образования, отраженными в образовательных стандартах, совершенствуются и требования к учебникам нового поколения для старшей школы.

Базовый уровень изучения биологии предусматривается в следующих учебниках, разработанных по утвержденным программам.
1. Издательство «Дрофа» предлагает для продолжения линии Сонина  Н. И. учебник для 10-го и 11-го классов: Сивоглазов  В. И., Агафонова  И. Б., Захарова  Е. Т. «Общая биология». Методическое обеспечение представлено программой и рабочими тетрадями для учащихся.
2. Издательство «Дрофа» предлагает для продолжения линии Пасечника  В. В. учебник для 10-11-го классов: Каменский  А. А., Криксунов  Е. А., Пасечник  В. В. «Общая биология».
3. Издательство «Вентана-Граф» предлагает для продолжения линии Пономаревой  И. Н. учебник для 10-11-го классов: Пономарева  И. Н., Корнилова  О. А., Лощилина  Т. Е. «Общая биология».
4. Издательство «Просвещение» предлагает учебник под редакцией Беляева  Д. К. для 10-11-го классов: «Общая биология». В состав УМК входит рабочая тетрадь для ученика, дидактические материалы.

Учебники для полной средней школы имеют гриф Министерства образования и науки РФ, прошли апробацию на территории Российской Федерации, в т.ч. и в Краснодарском крае. Все издания включают изучение основных биологических теорий, законов и закономерностей. Отличают учебные книги последовательность и стиль изложения учебного материала, а также методический аппарат, разработанный авторским коллективом.

Профильный уровень изучения биологии предусматривается в учебнике для 10-х и 11-х классов: Захаров  В. Б., Мамонтов  С. Г., Сонин  Н. И. «Общая биология» издательства «Дрофа». Методическое обеспечение представлено рабочими тетрадями для учащихся и учителя и методическим пособием для педагога. Таким образом, предлагаемые издания имеют инвариантную (обязательную) составляющую и вариативную, обеспечивающую их различия.

В связи с тем, что каждая линия характеризуется своими содержательными и методическими особенностями, предполагается, что обучение школьников с 6-го по 9-й класс организуется по учебникам одной содержательной линии. Выбор конкретной линии УМК осуществляется в зависимости от предпочтений педагогического коллектива с учетом особенностей учащихся.

Елена Гофербер
специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса
(861) 259-21-79