Инновационная модель Краснодарского научно-методического центра

Совершенствование учительского корпуса — одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Новым технологиям методического сопровождения деятельности педагогических кадров, инновационным изменениям в муниципальных методических службах, происходящих в соответствии со стратегическими направлениями развития российского образования, был посвящён учреждённый Министерством образования и науки РФ и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Всероссийский конкурс «Методическая служба — новой школе».

Конкурс проходил в три этапа и продолжался четыре месяца. На первом (региональном) этапе только в Краснодарском крае в соревнование включились 27 муниципальных методических служб. Во втором (федеральном заочном) этапе приняли участие муниципальные методические службы — победители региональных этапов из 67 субъектов Российской Федерации.

Заключительный этап прошёл в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) 1 марта 2010 года. Десять методических служб — финалистов конкурса представили собственные технологии реализации инновационных подходов, модели сопровождения введения новых образовательных стандартов, модели взаимодействия с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, сетевые модели методического сопровождения повышения профессионального уровня педагога. Познакомиться с опытом работы лучших методслужб смогли представители 45 регионов, присутствовавшие на публичной защите.

По итогам этого конкурса Краснодарский научно-методический центр занял I место на региональном этапе и вошёл в число десяти лучших муниципальных методических служб России, став единственным финалистом из Южного федерального округа.

Реализация инновационных подходов в деятельности Краснодарского научно-методического центра

Исследователями проблем педагогики отмечается углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических специальностей к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов, как в педагогическом образовании так и в системе повышения квалификации стало обострение профессиональных проблем.

В условиях формирующейся постиндустриальной модели профессиональной поддержки особо актуальной становится инновационная муниципальная методическая служба, ведущая мониторинг профессиональных затруднений педагогических работников, имеющая динамичную структуру, учитывающую появление новых направлений сопровождения, способная предложить методические услуги «по запросу» и по индивидуальным программам, включающим все смысловые области обучения.

С момента основания в 1988 году муниципальное учреждение «Краснодарский научно-методический центр» регулярно проводит корректировку направлений работы, ведёт поиск оптимальной модели деятельности. В ходе непрерывной институционализации происходит выстраивание новых направлений взаимодействия, ранжирование связей, способствующих росту профессиональной компетентности участников образовательного процесса. В тех или иных формах методическим сопровождением охвачено более 9,5 тысяч педагогических работников города Краснодара.

Центр осуществляет научно-методическое, информационное и организационно-техническое сопровождение реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», участвовал в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования Краснодарского края. Основные направления деятельности центра соответствуют модели классического научно-методического центра.

Эти направления реализуются четырьмя отделами, фокусирующимися на определённых уровнях и компонентах формирования профессиональной компетентности педагогических работников и на соответствующие им эффекты. Методическое сопровождение осуществляют 37 специалистов, каждый третий прошёл повышение квалификации в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Коллектив центра стабилен, средний стаж работы в центре составляет семь лет.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены стратегические направления развития общего образования. Их реализация потребовала совершенствования модели деятельности муниципальной методической службы, внедрения в практику работы новых подходов, технологий, форм методического сопровождения. В настоящее время в Краснодарском научно-методическом центре формируется модель методической службы, предполагающая активную поддержку инновационных процессов в образовательных учреждениях; формирование единого методического пространства на основе сетевого взаимодействия; внедрение современных форм методического сопровождения и профессионального развития педагогических работников; развитие экспертных функций как меры поддержки образовательных учреждений; расширение общественного участия в осуществлении государственной политики в области образования; а в перспективе — создание муниципального инновационного комплекса.

Таким образом, модель методической службы рассматривается нами как механизм обеспечения конкретных инновационных педагогических практик на муниципальном уровне, предусматривающий взаимодействие причастных к данной практике учёных, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников.

Наиболее актуальные направления модернизации российской системы образования находят отражение в тематике муниципальных инновационных площадок, действующих в системе образования города Краснодара с 2002 года. При участии специалистов центра подготовлены постановления главы города Краснодара, регулирующие деятельность муниципальных площадок, поддержка экспериментальной работы включена в муниципальную целевую программу «Развитие образования на территории муниципального образования город Краснодар на 2006—2010 годы». В 2009 году обновлено положение о МИП, принято положение о конкурсе инновационных проектов, в перечень приоритетных направлений инновационной деятельности включены основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В VIII конкурсе инновационных проектов приняли участие 50 краснодарских образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе, негосударственных, с 65 инновационными проектами. По итогам конкурса статус МИП присвоен 39 образовательным учреждениям, пять из них получили гранты главы муниципального образования город Краснодар по 152 тысячи рублей.

Показателем эффективности складывающейся в МУ КНМЦ системы сопровождения и поддержки инновационной деятельности можно считать то, что 2/3 школ-миллионеров имели статус муниципальной площадки, а все остальные являлись экспериментальными площадками разных уровней.

В условиях модернизации системы образования, формирования постиндустриальной модели оказания услуг методического сопровождения, предполагающей переход от ретрансляции знаний к упорядочиванию информационных потоков, особое значение приобретает организация сетевого взаимодействия на основе добровольной кооперации и самоорганизации. Динамичность структуры, большое количество внешних связей определяют надёжность складывающейся инновационной модели.

В краснодарской муниципальной системе образования организатором сетевого взаимодействия стал Краснодарский научно-методический центр. Координацию сетевой деятельности осуществляет научно-методический совет центра. Под патронажем МУ КНМЦ действуют сети муниципальных инновационных площадок, опорных образовательных учреждений, базовых школ и ресурсных центров. Активную сетевую деятельность ведут муниципальные методические объединения учителей-предметников, творческие лаборатории организаторов воспитательной работы, тьюторские «методические консилиумы».

В организации методического сопровождения центр взаимодействует с муниципальными учреждениями: Дошкольным методическим центром, Краснодарским методическим центром информационно-коммуникационных технологий «Старт», Центром диагностики и консультирования «Детство», Центром дополнительного образования детей «Малая академия». Совместные мероприятия, методическая продукция способствуют более полному удовлетворению запросов образовательных учреждений разных типов, а ситуационное взаимодействие позволяет решать неотложные задачи.

Необходимым условием развития сетевого взаимодействия считаем наличие специализированных средств массовой информации, отражающих состояние и тенденции развития муниципальной системы образования. На наиболее широкую аудиторию ориентирована «Панорама образования» — шестиполосная газета, выходящая с периодичностью 20 номеров в год с 2002 года. В 2009 году Краснодарский научно-методический центр начал издавать ежеквартальное бестиражное электронное издание — журнал «Наша новая школа», каждый номер которого имеет тематическую направленность.

Новым средством организации сетевого информационного пространства становится регулярно обновляемый веб-сайт МУ КНМЦ (http://knmc.kubannet.ru/), на котором представлен муниципальный банк результативного опыта, публикуются электронные версии изданий центра. За последний год количество посетителей сайта выросло в пять раз.

Активизировать сетевое взаимодействие позволяют и технологии интерактивного планирования. На основе изучения запросов участников инновационной деятельности формулируется тематика постоянно действующего семинара «Технологии инновационного проектирования». В течение ряда лет развивается сеть опорных общеобразовательных учреждений, ключевыми задачами которых являются апробация новых педагогических технологий и учебно-методических комплексов.

Развитие методической службы, как и развитие образовательных систем невозможно без учёта новейших достижений педагогической науки. Благодаря договору о сотрудничестве с Кубанским государственным университетом расширился спектр совместных мероприятий, активизировалось взаимодействие центра с профессорско-преподавательским составом КубГУ. Активно осуществляется взаимодействие с Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Институтом инновационной деятельности в образовании РАО. В рамках международного сотрудничества налажены связи с Институтом Гёте, осуществляется поддержка реализации глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям».

Партнёрство с такими гражданскими институтами, как профессиональные союзы и ассоциации, некоммерческие общественные организации, виртуальные сетевые объединения, научными учреждениями, учреждениями культуры позволяет расширить рамки традиционного методического пространства. В практику работы вошли мероприятия, проводимые совместно с профессиональным союзом работников образования и науки, городским отделением Всероссийского педагогического собрания, Ассоциацией участников профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара», другими общественными организациями, музеями, театрами и библиотеками. Сопровождение программ духовно-нравственного воспитания осуществляется в сотрудничестве с благочинием церквей I Екатеринодарского округа города Краснодара.

Муниципальные методические объединения учителей-предметников при участии специалистов центра ведут поиск оптимальных форм работы с педагогами, формируются профессиональные сообщества нового типа — тьюторские, экспертные, сетевые, ассоциации участников конкурсов, педагогические клубы. Новые возможности для профессионального общения, обмена информацией, взаимопомощи и продуктивной совместной деятельности предоставляют сетевые интернет-сообщества, в работе которых всё более активное участие принимают краснодарские педагоги и специалисты методических служб.

Международные исследования показали, что квалификация педагогов — единственный фактор, реально влияющий на успешность процесса обучения, поэтому одним из важнейших направлений модернизации системы методической работы в современных условиях является индивидуализация процесса сопровождения и методической поддержки, маркетинг информационных потребностей субъектов муниципальной системы образования, выход на уровень образовательного учреждения, методического объединения. Распространение получают такие формы работы по запросу, как учёба кадрового резерва, консультирование, проведение деловых игр и практикумов, тьюторская поддержка и коучинг.

Краснодарский научно-методический центр традиционно является организатором большинства профессиональных конкурсов, проводимых в системе общего и дополнительного образования. Конкурсы, проводимые центром, предполагают не только определение победителя, но и выявление технологий создания проекта, методической разработки, путей формирования опыта, становления личности педагога-профессионала. В ходе подготовки и проведения конкурсных мероприятий организуется обучение, в том числе, обучение действием в образовательном пространстве конкурса, по окончании конкурса — обобщение и диссеминация опыта победителей.

О результативности предпринятых усилий свидетельствует увеличение количества участников муниципальных конкурсов в три раза и победы краснодарских педагогов на региональных и федеральных этапах профессиональных конкурсов. Мониторинг конкурсной активности, подтверждает реализуемость и контролируемость созданной модели педагогической поддержки, а конкурс лучших учителей позволил выявить наиболее активных, результативно внедряющих инновационные технологии педагогов.

Организуя системное повышение квалификации педагогических работников, Краснодарский научно-методический центр изучает как потребности педагогов, так и рынок предложений учреждений дополнительного профессионального образования. В целом за год через все формы повышения квалификации проходит половина педагогического корпуса города Краснодара, что соответствует лучшим мировым показателям. Благодаря формированию кадрового резерва снижается чувствительность к сбоям и рискам, возникающим в развивающейся инновационной образовательной среде.

Особое внимание уделяется в центре профессиональной подготовке тьюторов и учителей-предметников, работающих с выпускниками. Общие подходы к организации подготовки выпускников обсуждаются на городском методическом консилиуме. В практику работы вошли встречи членов региональных предметных комиссий с выпускниками города. Подтверждением эффективности применения новых форм методической работы стали результаты итоговой аттестации учащихся: итоги ЕГЭ по русскому языку и математике оказались лучшими крае.

Новацией стала диагностика профессиональных затруднений и консультирование педагогических работников при аттестации учителей и аккредитации образовательных учреждений в форме методического аудита. Подобные формы работы позволяют специалистам методической службы оказать необходимую консультационную помощь непосредственно в образовательном учреждении, определить перспективную тематику методических мероприятий.

Ускорению распространения инноваций способствует диссеминация результативного педагогического опыта. В 2004 году Краснодар стал вторым городом России, в котором прошёл, ставший теперь ежегодным педагогический марафон. Конференции, круглые столы, другие мероприятия VI Краснодарского педмарафона посетил каждый четвёртый педагог города. В практику работы центра вошли ежегодные педагогические чтения, ставшие традиционной формой обобщения опыта и повышения квалификации. 9 марта 2010 года II Россинские педчтения открыли VII Краснодарский педагогический марафон. Основные темы подобных мероприятий в 2010 году — Год учителя и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Материалы, отражающие результаты инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений города аккумулируются в банке результативного инновационного педагогического опыта.

Позитивные результаты инновационной деятельности в образовательных учреждениях, профессиональное развитие кадров подтверждают эффективность складывающейся в Краснодарском научно-методическом центре динамически развивающейся модели муниципальной методической службы, её конкурентоспособность и результативность. Формирующееся методическое пространство муниципальной системы образования позволяет получить объективно новые результаты за счёт использования возможностей развивающейся инновационной среды, включающей сетевые объединения, профессиональные сообщества на основе более эффективных способов деятельности.

Создание муниципального инновационного комплекса позволит получить определённые социально-педагогические эффекты, среди которых такие педагогические продукты, как удовлетворённость педагогов, родителей и детей образовательной деятельностью учреждений; углубление инновационных педагогических практик, обеспечение их системой непрерывного повышения квалификации; более высокий (стабильный) уровень результатов обучения, измеряемый, в том числе, и общепринятым инструментарием (итоговое оценивание по ступеням обучения, школьные экзамены, ЕГЭ); сохранение здоровья детей и взрослых в процессе обучения, улучшение объективных показателей самочувствия.

Такие результаты деятельности, как повышение педагогической культуры учителей и воспитателей; создание методического инструментария, доступного для использования разными педагогами; педалогизация среды, возникновение общественно-педагогических проектов и событий, способствующих образовательному просвещению населения; появление общественных инициатив, связанных с совершенствованием и развитием образовательной сферы; улучшение взаимоотношений между педагогическим сообществом и органами управления, развитие общественно-государственной системы управления образованием свидетельствуют о влиянии действующей модели на массовую педагогическую практику.

Дополнительно

— предыдущие публикации на нашем веб-сайте:
2010-03-12 — Краснодарский научно-методический центр — лауреат всероссийского конкурса методических служб
2010-03-01 — «Методическая служба — новой школе»
2010-02-11 — Краснодарский научно-методический центр — в десятке лучших в России
2009-12-28 — «Методическая служба — новой школе»