Всегда помню, встречу жду и с Вами, учитель, верю в чудо!

Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой парадигмы — личностно-ориентированной, которая трактует образование как созидательный процесс, как становление «я». Цель современного образования — развитие способностей личности, необходимых ей самой и обществу, включение её в социально-ценностную активность.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. При этом ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Краеведение — непосредственное изучение природы, хозяйства, истории и культуры своего родного края. В методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности для формирования познавательной активности школьников, что способствует углублению знаний, выработке умений и навыков использования этих знаний в решении практических задач. Неотъемлемой частью этой работы является взаимодействие с музеем. По словам Д. С. Лихачева: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».

Музей, как известно, это, прежде всего, память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Музей уникален, который дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. По существу, он является школой вещей, школой визуального, пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения и факт их антропогенности, рукотворности.

Сегодня музеи постепенно пересматривают свою роль в качестве общественных образовательных учреждений. Их задача — сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию. Музей и школа похожи в одном: оба являются своего рода общественным и культурным учреждением. Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, — опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности.

К сожалению, некоторые учителя порой недостаточно представляют себе специфику образовательных возможностей музея, полагая, например, что здесь за час можно узнать всё. Воспользоваться всеми преимуществами музейной педагогики можно только на основе планирования совместной деятельности. Форма и уровень контактов музея и школы во многом зависит от взаимопонимания учителя и музейного педагога.

3 октября на базе Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ) состоялся семинар учителей географии «Краеведение как основа нравственно-экологического воспитания учащихся во внеурочное время», на котором Валентина Владимировна Флягина — завотделом природы музея и соорганизатор нашей встречи — предложила разнообразные формы взаимодействия между отделом природы музея и методическим объединением учителей географии.

Встреча началась с экскурсии по выставке «К юбилею нашего Учителя», посвященной С. П. Лозовому. Сергей Павлович Лозовой — один из старейших краеведов Кубани, родился 3 июля 1935 года в городе Мариуполе. В 1959 году окончил Краснодарский государственный педагогический институт имени 15-летия ВЛКСМ.

Исследовательской работой начал заниматься в студенческие годы. Основные направления работ — природа Краснодарского края, карст, охрана природы. В конце 1970-х и начале 1980-х годов участвовал в работах по выявлению примечательных объектов природы края для присуждения им статуса памятников природы. В 1995 и 1998 годах по заданию Государственного комитета по охране окружающей среды совместно с С. А. Литвинской проводил изучение состояния и разрабатывал предложения по оптимизации функционирования ООПТ. В 2003–20005 годах продолжал научно-исследовательскую работу по инвентаризации памятников природы Краснодарского края. В 2009 году подготовил карстологическое обоснование для организации Мезмайского природного парка. Последние по времени работы связаны с поисками и первоисследованиями (в составе небольшой группы спелеологов) пещеры Любава. В настоящее время эта пещера взята под охрану.

На выставке в музее у каждого учителя появилась уникальная возможность — совершить «путешествие» в прошлое, вспомнить лекции и полевые практики, сессии и зачеты —радостное и беззаботное время, и, конечно, своего учителя Сергея Павловича Лозового.

На выставке «К юбилею нашего Учителя», открытой в 20 ноября 2010 года, представлены материалы из фондов КГИАМЗ, частных архивов географов и спелеологов Кубани. Всего экспонируется 102 предмета: натуральные объекты, фотографии и документы, приборы и инструменты, спелеоснаряжение, полевой дневник и студенческие дипломные проекты, газета, книги, сувениры.

Дополнением к выставке служит мини-экспозиция, расположенная в холле цокольного этажа нового здания. Она включает баннер с фотографией пещеры Любава, спелеоснаряжение 70—80-х годов, крупные фото природных объектов края; дерево с «листьями» — пожеланиями юбиляру.

Используя представленные на выставке материалы, можно восстановить хронику главных событий в жизни старейшего краеведа Кубани Сергея Павловича Лозового. В первую очередь его знают как преподавателя географического факультета Кубанского госуниверситета.

В связи с большим интересом к выставке со стороны общественности, администрацией КГИАМЗ принято решение о расширении экспозиционной площади (предоставляется отдельный зал) и продлении работы выставки до 1 апреля 2011 года. Ведется дальнейшее комплектование материала, к которому будут привлечены, в первую очередь, выпускники геофака КубГУ и спелеологи края. Планируется проведение встреч с выпускниками разных поколений, учителями географии и экологии, туристами, спелеологами, любителями бардовской песни, студентами и школьниками. В настоящее время сотрудниками отдела природы разрабатывается целый цикл мероприятий.

Каждый, кто посетил выставку, мог оставить пожелания учителю. Вот некоторые из них: «Вы выполнили человеческий долг. Любите красоту природы, многовечья прекрасного, на это способен человек широкой души!», «Мой дорогой и строгий Сергей Павлович! Спасибо Вам, что вы появились у меня на жизненном пути. Эти годы самые лучшие!».

Организация в школе внеучебной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьезных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, принятия нестандартных решений.

Сотрудничество требует не только желания совместно работать и изобретать, но и умения учиться друг у друга, а затем объединиться для реализации поставленных целей. У учителя географии есть такая возможность. Совершенно очевидно, что музей и школа будут и в дальнейшем совершенствовать свое партнерство.

Н. Г. Мелихова,
ведущий специалист отдела развития образования
(861) 259-21-79